2. Сформулируйте правила правописания непроизносимых согласных в корнях слов. Вставьте буквы, где это необходимо. Укажите
случаи, которые не соответствуют сформулированному правилу.
Определите принципы орфографии, которые лежат в основе такого
написания морфем.
Беспристрас...ный, опас...ный, разномас...ный, ровес...ник, ужас...ный,
воскрес...ник, громоз...кий, словес...ный, ярос...ный, повис...нуть,
уча...ствовать, корыс...ный, со...нце, чу...ствовать, компроме...тировать,
комме...тировать, чес...вовать, дерма...тин, блес...нуть, я...ственный,
древес...ный, глас...ный, декаден...ство, безмол...ствовать, сверстник,
здра...ствовать, инци...дент, целос...ный, мес...ность, захолус...ный, я...ства,
окрес...ный, дилетан...ский, праз...ный, рес...ницы, пакос...ный, гиган...ский,
гнус...ный, извес...ный, лан...шафт, сладос...ный, ревнос...ный.
1. Согласные буквы "с" и "з" в корне слова не произносятся и пишутся без предшествующей гласной буквы:
- беспристрастный (бе_пристрастный)
- опасный (оп_сный)
- разномасный (раз_номасный)
- ровесник (ров_сник)
- ужасный (уж_сный)
2. Согласные буквы "в" и "ф" в корне слова не произносятся и пишутся без предшествующей гласной буквы:
- воскресник (во_кресник)
- громоздкий (громо_здкий)
- словесный (сло_весный)
- яросный (яро_сный)
3. Согласные буквы "т" и "д" в корне слова не произносятся и пишутся без предшествующей гласной буквы:
- повиснуть (пови_нуть)
- участвовать (уча_ствовать)
- корыстный (коры_стный)
- солнце (со_нце)
- чувствовать (чу_ствовать)
4. Согласная буква "м" в корне слова не произносится и пишется без предшествующей гласной буквы:
- дерматин (дерма_тин)
Однако, есть случаи, которые не соответствуют этим правилам. Например:
- компрометировать (компроме_тировать) - здесь согласная "м" в корне произносится.
- декадентство (декаде_нтство) - здесь согласная "т" в корне произносится.
Правописание непроизносимых согласных в корне слов определяется историческим развитием языка и сохраняет ранее произносившиеся согласные буквы. Этим обосновывается написание морфем в данных словах. Хотя эти правила могут показаться несистематическими школьникам, они являются результатом языковых изменений и образуют систему правил правописания непроизносимых согласных в корнях слов.