2. Внимательно прочитайте отрывок из романа «Школа жизни» СабитаМуканова. Расставьте предложения в правильном порядке. Определите идею отрывка. Укажите абзац, в котором содержится идея текста. Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения.
1. Я сам пережил немало таких ночей и под обаянием домбры Мухаммедкали предавался прекрасным мечтам. Неповторимы эти ночи!
2. Меня неудержимо влекли веселый нрав и чудесное искусство Мухаммедкали. Как он играл!
3. Особенно нежно и задушевно звучала его домбра ночной порой. Вспоминаю безлунную ночь, когда в глубоком сне давно уже притих аул. В этот час из небольшой кибитки музыканта доносится мелодия знакомой песни и захватывает душу.
Если в такую ночь вы проберетесь в кибитку Мухаммедкали, он совсем не заметит вас, не оторвется от своей мечты, не окликнет вошедшего, а будет продолжать игру, извлекая из струн трогательные и волшебные звуки. А вошедший молча сядет у порога и будет внимать музыке, растворяя в ней свою душу. С детства знакомая песня успокаивает тебя, наполняет сердце неизъяснимой и кроткой радостью.
Особенностью собирательных числительных является то, что они могут сочетаться с довольно ограниченным кругом существительных: 1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола (трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 2) с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Существительные, называющие лиц женского пола или животных, с собирательными числительными не сочетаются. В таких случаях употребляются сочетания с числительными, обозначающими целые числа: три сестры, восемь овец, два медведя.
Три солдата, четыре девушки, семь козлят, два профессора, к обоим друзьям, к обоим соседкам.
Особенностью собирательных числительных является то, что они могут сочетаться с довольно ограниченным кругом существительных: 1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола (трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 2) с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Существительные, называющие лиц женского пола или животных, с собирательными числительными не сочетаются. В таких случаях употребляются сочетания с числительными, обозначающими целые числа: три сестры, восемь овец, два медведя.
Три солдата, четыре девушки, семь козлят, два профессора, к обоим друзьям, к обоим соседкам.