2. Задание Прочитайте текст и составьте сложный план. (3б.) Амфора.
Несколько дней я прожил в болгарском рыбачьем порту Созополе. Этот город в древности назывался Аполлония. Там поэт Славчо Чернышев подарил мне греческую амфору. Он сказал, что амфоре две с половиной тысячи лет.
Созопольские рыбаки вытащили амфору сетью с морского дна во время зимнего лова. Чернышев ходил тогда с рыбаками в море, и они отдали ему амфору. Он говорил, что древние эллинские мореплаватели выбросили эту амфору за борт корабля во время свирепого шторма. Амфору выбросили в качестве жертвы, чтобы умилостивить бога морей Посейдона и остановить бурю. Она захватила корабль вдали от берегов. В таких случаях всегда бросали в море жертвенные амфоры с оливковым маслом. На дне нашей амфоры сохранилась черная пленка окаменелого масла. Сама она была сделана из бронзы, от обычной вазы ее отличали две вертикальные ручки и маленькое основание. На самой выпуклой части сосуда красовалась незатейливая роспись.
Вместе со своим другом-художником Чернышев устроил музей. Пока что там были одни амфоры. Рыбаки время от времени вылавливали их и сдавали в музей. Изучение и сравнение амфор вызывало у художника и у поэта мысли о легендарных временах, будило их воображение.
(По К. Паустовскому)
План:
ПРЕДСТАВЛЯЮ МИР БУДУЩЕГО?
Люди всегда мечтали о мире будущего, и представляли, каким он будет. Я читал фантастические книги авторов веков, и сегодня они кажутся мне реальными. Особенно мне понравились произведения Жюля Верна, такие как «20 тысяч лье под водой» и «Таинственный остров». Я знаю, что в XIX веке то, о чем писал Верн, было фантастикой, а сегодня – это самые обычные вещи. Я знаю о Константине Циолковском, который мечтал о полетах в космос и конструировал на бумаге аппараты для полета на Луну. Ещё раньше Леонардо да Винчи просто мечтал о полетах человека и создавал конструкции. Всё это было когда-то фантастикой, а сегодня стало реальностью. Так и то, о чем сейчас мечтаю я, может в будущем стать реальным. Герберт Уэллс вообще считал, что всё, о чем мы мечтаем, реально. Он представлял первых людей на Луне за несколько десятилетий до того, как это действительно произошло. Несколько десятилетий – это меньше даже одной средней человеческой жизни.
Мир будущего – это мой мир, мир моих близких и всех людей на этой планете. Я хочу, чтобы он был красивым, мирным и удобным для существования всех.
Я хочу, чтобы в мире не было никаких границ. Мне не нравится, когда для перемещения, путешествий в нем, необходимы специальные проверки и разрешения. Наверное, это самое нереальное представление о мире ближайшего будущего. Я знаю, что это связано, в первую очередь, с социальными проблемами различных государств. Но как хочется мне, чтобы мы не знали границ. Мне одному не удастся изменить мир, как не удалось сделать это ни одному человеку в одиночку за всю историю. Но я знаю точно, что когда-то мир был единым. Наверное, и язык был един. По крайней мере, об этом упоминается в Библии. Языковой барьер тоже разъединяет нас и является границей. Как изменить сознание человечества, как объединить всех людей планеты, разве это не интересно? Я думаю, что это обязательно случится в будущем.
Чтобы хорошо знать нашу Землю, хотелось бы не только перемещаться без границ, но и делать это быстро. Знаю, что увеличение скорости перемещения всегда волновало человека. Сейчас появляются скоростные поезда, быстрее происходят перелеты. Хорошо было бы, чтобы перемещение вообще происходило мгновенно. О телепортации мечтали многие писатели-фантасты. С восторгом представлял себе это, читая книги Кира Булычева о девочке Алиса. Уверен, что в скором времени телепортация станет реальностью.
Полеты в космос становятся обычным событием. Мне думается, что в ближайшее время человек посетит не только Луну, но и Марс и Венеру. Многие будут жить на космических станциях. И на Земле есть свой космос – это подводный мир. Он до сих пор безграничен и мало изучен. Люди будут жить и под водой, в подводных поселениях. Как много интересного ждет нас!
Мои родители — врачи, и я все время слушаю разговоры о болезнях их лечения и трудностях выздоровления больных людей. Сам мечтаю стать врачом. Хотя вижу, как это непросто и как переживают мои родители по поводу различных медицинских проблем. Появление новых лечения заболеваний, продление жизни человека – это самые интересные для меня темы. Я очень мало понимаю в этом, но знаю, что скоро сам буду участвовать в этом. По библейским легендам первые люди жили до тысячи лет. Почему мы потеряли эту Думаю, что проблема должна решаться просто, только люди ещё не нашли ключ для её открытия. Будущее мира не в увеличении количества людей, а продлении жизни уже живущих.
Я много слышал и читал о войне, так как люблю историю. Вся она построена на войнах – за территории, за богатства, за религию. Тогда начинаю удивляться: почему я люблю историю, ведь не люблю войну, как не любят её все близкие мне люди. У войн нет смысла, все они заканчивались поражениями одних и победами других. И так бесконечно, с переменным успехом. Сейчас тоже постоянно говорят о войнах. Не хочу видеть войну даже со стороны, как зритель, по телевизору. В будущем не должно быть войн. Хочу, чтобы это было уже в моем будущем и навсегда. И разве устранение границ не будет этому?
Бедность и богатство, голод и достаток – от чего это зависит? От происхождения? Но разве бедные не становились богатыми, а богатые - бедными, и все начиналось сначала? Родители рассказывали мне о социализме и коммунизме, к которым мы стремились в веке. Как плохо, что все закончилось так странно и нелепо, ведь люди жили с надеждой на хорошее будущее. Я уверен, что равные материальные возможности делают равными людей и устраняют другие границы, не территориальные, а социальные. В будущем все люди будут равны в своих возможностях, но, мне кажется, что это самая трудная задача будущего.
Мир будущего. Буду в нем столько, сколько буду жить сам. Я задал сам себе столько вопросов о нем и пока не получил для себя ответов. Давайте искать их вместе, давайте не просто пробовать, а строить этот мир по законам справедливости и благополучия. Тогда исчезнут границы территорий, языка и социальной несправедливости. Желаю видеть этот мир счастливым
в) Вставьте пропущенные буквы.
Пригрело солнце, растопило (расто́пит) снег. Хлопотунья (хло́поты) белка вылезла из гнезда (гнёзда). Выбрались из своих убежищ (суффикс -ИЩ) бобр и колючий ёжик (суффикс -ИК → ёжика).
а) Выпишите имена существительные в два столбика:
одушевлённые (кто?): хлопотунья, белка, бобр, ёжик.
неодушевлённые (что?): солнце, снег, гнезда, убежищ.
б) Сделайте звуко- буквенный анализ слова
ЁЖИК: 2 слога (ё-жик), ударение на 1-ом слоге; 4 буквы, 5 звуков.
ё [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;
[о] - гласный, ударный;
ж [ж] - согласный, непарн. твёрдый, парн. звонкий;
и [ы] - гласный, безударный;
к [к] - согласный, твёрдый, глухой, парный.