3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);
б) по (истечение) срока, по (приезд) в город.
г) вопреки (предсказание, совет, уговор);
д) по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.
4. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) Нельзя всех мерить под одну гребенку;
б) Еще совсем недавно ему пели фимиамы.
в). Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.
г.. Не стоит почивать на достигнутом.
д) Как бык на новые ворота.
5. Исправьте ошибки в построении предложения:
а) Факты говорят за возможность использования резервов.
б) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.
6. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в словосочетаниях:
Две единственные дочери, сломать стеклянную вазу, ужасно удобная обувь, страшно красивое платье.
7. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.
б вас ответить на волнующий во не только меня, но и других.
в) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
г) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная Раскройте скобки, определите род существительных:
Голову моют (шампунь).
На окна повесили (красивый) тюль.
Друг пьет только (черный) кофе.
В зале сидит (компетентный) жюри.
9. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:
Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Приехав домой, больному стало значительно лучше.
10. Употребите подходящие по смыслу глаголы-паронимы «надеть» и «одеть». Объясните свой выбор:
Зима …дела землю снегом.
На мебель были …деты чехлы.
Мать …дела ребенка.
а) согласно (распоряжению, приказу, указанию, решению);
б) по (истечении) срока, по (приезде) в город.
г) вопреки (предсказанию, совету, уговору);
д) по (прибытии) на метро, по (окончании) школы.
4. Исправляем ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) Нельзя всех мерить по одной гребенке; (имеется в виду, что нельзя относить всех к одной категории)
б) Еще совсем недавно ему пели фимиаму. (правильно: ему пели дифирамбы - это комплименты, восхваление)
в) Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. (фразеологизм сохранен корректно)
г) Не стоит опускать руки. (правильно: «не стоит почивать на достигнутом» - это значит, что нужно продолжать двигаться вперед, не останавливаться)
д) Как слон в посудной лавке. (правильно: Как слон в посудной лавке - это значит, что человек чувствует себя неловко и неудобно в какой-либо ситуации).
5. Исправляем ошибки в построении предложений:
а) Факты говорят о возможности использования резервов.
б) Большая группа ученых была удостоена правительственных наград.
6. Определяем, нарушена ли лексическая сочетаемость в словосочетаниях:
Две единственные дочери - нарушена (дочери бывают только одной. Нужно заменить "две единственные дочери" на "две дочери")
сломать стеклянную вазу - не нарушена (стеклянная ваза может быть сломана)
ужасно удобная обувь - нарушена (противопоставление ужасно + удобная)
страшно красивое платье - не нарушена (противопоставление страшно + красивое)
7. Исправляем ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе во время похода.
б) Я хотел бы ответить на волнующее во не только меня, но и других.
в) В поросших лугах ЖИЛА буйная растительность и водилось множество птиц.
г) Жителям пострадавшего села была оказана своевременная помощь.
8. Раскрываем скобки, определяем род существительных:
Голову моют (шампунем). - мужской род
На окна повесили (красивую) тюль. - женский род
Друг пьет только (черный) кофе. - мужской род
В зале сидит (компетентное) жюри. - средний род
9. Исправляем ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:
Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, я потерял шляпу. (слететь - процесс был ранее завершен)
Приехав домой, больному стало значительно лучше.
10. Употребляем подходящие по смыслу глаголы-паронимы «надеть» и «одеть»:
Зима надела землю снегом. (зима сама надевает снег на землю)
На мебель были одеты чехлы. (мы одеваем чехлы на мебель)
Мать одела ребенка. (мать помогает ребенку одеться)