Вставьте, где нужно, пропущенные согласные буквы. Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..ейка, ал..егорический, ал..юминиевый, ан..отация, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, великорос.., великорус.., вож..и, гал..рея, гал.., гал..ьский, грам..офон.., грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, ж..ёный, ж..уж..ать, ж..уж..елица, идил..ия, ил..юзион, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, интел…гент, искус..ный, искус..твенный, кан…он…ада, капил..яр, кар..авел..а, кар..икатура, кас..ета, кил..ограм.., кил..ом..етр, кол..егия, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный ком..ис..ариат, ком..ерческий, ком..унист, ком..партия, ком..промис..ный, конгрес.., корал..овый, кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ьный, кристал..ик, крос..ворд, лотер..ейный, мас..ировать, мас..он, метал..ический, метал..олом, мер..идиан, мил..играм.., нарцис.., новел..а, норман..ы, норман..дский, один..адцать, ок..уп…ировать, оперет..а, оперет..ка, оперет..очный, оп..озиционный, оп..онировать, пар..ал..ельный, пар..ал..елограм.., пас..ажир, пас..ивный, пер..ил..а, пер..иферия, пер..он, пес..имист, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, пятитон..ка, рас..овый, рас…читывать, режис..ёрский, рок..ок..о, рос..омаха, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер…итория, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, труп..ка, фил..иал, фин.., фин..ка, фин..ский, фол..иант, фур..ор, хол.., цел..юлоза, шок.., шос..е, шоф..ёр, шул..ер, эксцес.., эл..егия, эл..иксир, эл..ин, эф..ект.
1, 2.
Удивительно приятным занятием,(1) помнится,(2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо казалось бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
2. Цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
3, 4.
Женщина за прилавком как будто только ждала подходящего повода выразить своё возмущение. Она,(3) по-видимому,(4) не отличалась терпением.
3. Цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
1, 2.
Тихий ночной час,(1) казалось,(2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами непременно увлечёт вас.
4. Цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
1, 2, 3, 4.
Для литераторов XVIII века,(1) разумеется,(2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком,(3) по данным лингвистов,(4) так же, как язык прошлого с языком современным.
5.Цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
1, 2, 3, 4.
Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или,(1) лучше сказать,(2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал,(3) как известно,(4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».
6. Цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
1, 2, 3.
Настоящее языкотворчество заключается,(1) во-первых,(2) в том, чтобы создать новое из слов готовых, во-вторых,(3) в том, чтобы произвести тончайшее сцепление слов.
7. Цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
1, 2, 3, 4.
Два друга,(1) между тем,(2) были так увлечены беседой, что,(3) кажется,(4) и не заметили, как наступил рассвет.
- Жители этого города очень любят правила записывать с схем. Предлагают нам составить «Правило проверки парных согласных» с опорных слов. Вы теперь уже знаете, что парные согласные могут быть в конце слова и в середине слова.
- Чтобы правильно записать парную согласную в конце слова, что нужно сделать?
- Чтобы правильно записать парную согласную в середине слова, что нужно сделать?
- Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово, если парная согласная стоит в конце слова? В середине слова?
Проверка. (Учитель схему вывешивает на доску с комментирование учащихся)
8. Коррекция. Практическая направленность темы урока.- Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. От этого зависит проверки.
- Подобрать проверочные слова можно двумя
- Вам загадывали сегодня загадку, отгадкой которой было слово АВТОБУС.
- А кто знает, как пишется слово «АВТОБУС»?
- Составить из букв на карточках слово «АВТОБУС» (2 человека). Кто быстрее?
- Остальные карандашиком запишите в тетрадь.
- Кто правильно составил это слово? Почему вы решили, что это слово пишется именно так? Где вы встречались с этим словом? (Читали в книгах, газетах, объявлениях, слышали по телевизору.)
- Какие буквы вызывают сомнение?
(Парная согласная в конце слова, непроверяемая безударная гласная в первом слоге, парная согласная в середине слова.)
- Что вы можете сказать об этом слове? (Произношение и обозначение на письме парного согласного в конце слова совпало.)
- Но мы должны помнить, что обозначение на письме парных согласных всегда надо проверять.
- Какой вы слышите второй звук, когда произносите слово «АВТОБУС», дайте ему характеристику? ((Ф) – согласный, твердый, глухой, парный.
- Подберите проверочное слово.
- Жители города Исследователь спорили, но спорили по правилам и решили, что этого сделать невозможно. Это слово нужно запомнить. (Слайд 20)
- В русском языке встречаются слова с парными согласными в середине написание которых нужно запомнить.
- Объясните значение слова «АВТОБУС». - Значение слова «автобус»: автомобиль для большого числа пассажиров. (Прочитаем в толковом словарике значение этого слова).
Работа с текстом.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь. (Слайд 21 – город Речь)
- Жители этого города составили для вас текст.
- Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)
- А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)
- Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.
(Слайд 22 – деформированный текст)
Лёд стал крепким.
Был сильный мороз.
Пруд замёрз.
(Слайд 23 – правильный текст)
9. Подведение итогов учебного занятия.Был сильный мороз.
Лёд стал крепким.
Пруд замёрз.
- Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)
- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
- Какой частью речи они являются?
- Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.
- Запишите это предложение под диктовку.
- Наше путешествие подошло к концу. (Слайд 24 – паровозик.)
10. Рефлексия.- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
- Вернёмся к целям нашего урока.
- С чем вы сегодня познакомились?
(С новым словарным словом, встретились с парными согласными в именах прилагательных, познакомились с новым проверки парных согласных в середине слова.)
- Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ)
- Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на полях маленькую рожицу, где изобразите ваше настроение. Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением.
- Никогда не забывайте правила спора.