46. Спишите, заменяя выделенные слова синонимичными фразеологическими обо- ротами.
Долго размышлять над задачей, работать небрежно, трудить-
ся упорно, совсем отчаяться, сильно преувеличивать, уметь
молчать, сильно рассердиться, собраться наспех, делать не-
охотно, крайне затруднить.
Слова для справок: спустя рукава, не покладая рук, ломать голову, делать
из мухи слона, выйти из себя, держать язык за зубами, на скорую руку, скрепя
сердце, упасть духом, поставить в тупик.
"Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора". Чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки автор использует контекстные синонимы-«пела» – «выла». В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством». Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом! Вот и рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела; ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников, раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали, смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого.
Таким образом, прав был И. Г. Милославский, утверждая, что «грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».