7 класс Выберите предложение, в котором надо поставить две запятые:
а) Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки и терялась в тенистой чаще леса;
б) Море темнело и волны теряли свой блеск зато небо начинало светлеть;
в) Слово может возвысить душу человека и уронить её в бездну.
г) Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет.
12.Выберите предложения, в которых пропущена запятая.
а) Они визжали, барахтались, плескались и боролись.
б) Вечер был жаркий, лунный и на улице романтично бренчала чья-то гитара.
в) Вечер был жаркий, лунный и предназначенный для прогулки.
г) Они визжали барахтались, плескались и скоро мама прибежала посмотреть, из-за чего такой шум.
13.В каких предложениях союзы соединяют однородные члены?
а) И полились чарующие звуки, и зазвучал безотказный призыв, и чуялась в голосе сила неотразимая.
б) Бурный поток то подмывает дорогу, то, вырываясь в степную долину, теряется в глубоком каменном русле.
в) И плащ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.
г) То слишком морозит, то моросит дождь, то ветер, как осенью, свистит по неодетым деревьям.
14. Выберите предложение, в котором что является союзом:
а) Я уверен, что наука любит трудолюбивых.
б) Он торопился, оттого что боялся опоздать.
в) Я с что бы мне почитать.
г) Не берись за то, что тебе не по силам.
15. Какой частью (частями) речи являются выделенные слова?
Он сделал над собой усилие, что(бы) заснуть, но во сне ему представилось то(же) самое с серыми тучами.
а) чтобы – союз, то же – местоимение с частицей;
б) что бы – местоимение с частицей, тоже – союз;
в) оба слова – местоимения с частицами;
г) оба слова – союзы.
16. Выберите предложения, в которых выделенные слова пишутся слитно:
а) Всякий человек склонен рассуждать, что(бы) он сделал на месте другого.
б) Он заболел, по(тому) и не приехал.
в) Так(же) как и вчера, за окном шумел дождь.
г) Комната то(же) производила странное впечатление.
17. Укажите предложение, в котором запятая перед союзом И не ставится.
а) Опустел сад и осыпались листья.
б) Набежали мрачные грозовые тучи и пошёл дождь.
в) Заговорили об успеваемости и все снова зашумели.
г) Молодой человек сильно горячился и потом вышел из кабинета.
18. Укажите предложение, в котором вместо многоточия следует употребить союз если.
а) … поднялось солнце, отряд двинулся в путь.
б) … прийти вовремя, посетители рано вышли из дому.
в) Рюкзак был тяжёлым, … в него положили четыре большие книги.
г) … ты пойдёшь на почту, захвати мои письма.
19. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное.
Счастье охватило нас,
а) когда мы увидели этот прекрасный пейзаж.
б) как будто мы преодолели трудное препятствие.
в) и мы радостно улыбнулись друг другу.
г) потому что мы добились своей цели.
20. Укажите предложение, в котором употреблён соединительный союз.
а) Пришли туда только ты да я.
б) Мал золотник, да удал.
в) Красив костюм, да дорог.
г) Видит око, да зуб неймёт.
21. В каком варианте перед да нужно поставить запятую?
а) В сене свежем вянет земляника да звезды нависают на ветвях.
б) Солнце докатилось до края земли да растеклось по небу заревом.
в) Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.
Схема пунктуационного разбора предложения
1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков) .
2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
[Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него] . (Л. Толстой)
Объяснение знаков препинания
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;
3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
[ одна черта две черты], когда(одна черта две черты и две черты)
2) Я (одной чертой) не дышал (двумя) и(в кружок) не шевелился (двумя), и(в кружок) оленю(одной) надоела неясность(двумя).
(одна черта две черты и две черты),и [одна черта две черты]
3) Лес(одной чертой) на два километра(пунктиром) вокруг (пунктир с точкой) по этому крику(пунктир) знал(двумя чертами): что-то (одной чертой) случилось (двумя чертами).
[ одна черта две черты] : [одна черта две черты]