779. Спишите предложения. Найдите в них глагольные формы и определите, последовательные или одновременные явления называют бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями.
1. Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. (М.) 2. Совсем стемнело; затихающий гул соборного колокола медленно и ровно раскачивался над городом. (Б.) 3. С крыши капало, серебрились сосульки, дегтярными полосками чернели на карнизе следы стекавшей когда-то воды. (Ш.) 4. Невыразимая печаль открыла два огромных глаза, цветочная ваза и выплеснула свой хрусталь. (О. М.) 5. Воздух был свеж, полон особого внутреннего запаха; роса тяжелыми, беловатыми массами подавалась назад, оставляя за собою миллионы блестящих капель; пурпуровое освещение и непривычные тени придавали что-то новое, странно изящное деревьям, крестьянским избам, всему окружающему; птицы пели на разные голоса; небо было чисто. (Герц.)
Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются одновременные или следующие друг за другом факты либо явления действительности, ставятся запятые:
Курлыкали журавли, свистели иволги, парили ястребы (Пауст.); Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон (Ш.). Нередко при перечислительных отношениях последняя часть бессоюзного сложного предложения присоединяется при союза и. Эта часть также отделяется запятой: Тепла темная степь, светят на дорогу звезды, и дорога, чуть серая, глушит частые удары копыт... (А. Т.).
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1) при необходимости отметить достаточную самостоятельность частей, составляющих предложение: С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено; ветер колеи грязной дороги и шуршал бурьяном (Б.);
2) если связываемые части предложения значительно рас и внутри них уже имеются знаки препинания: Степь, еще не спаленная огневым солнцем, нежилась, зеленая, в ласковых лучах; кони всласть распинали ее сильными ногами (Шукш.);
3) если между частями предложения отмечается недостаточно тесная связь (между частями, тесно связанными друг с другом, ставится запятая): Окна слезились; рассветало; поздние птицы улетали (Тын.);
4) при необходимости разделить не только части в составе сложного предложения, но и более крупные комплексы, в которые включаются и сложносочиненные, и сложноподчиненные, и бессоюзные сложные предложения:
Кое-где на темной воде отражались звезды; они дрожали и расплывались — и только по этому можно было догадаться, что река текла быстро (Ч.)
Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, /ставшие любимыми представителями многих поколений./ Эти полотна,/ наполненные тонким лиризмом/, привлекают своей и правдивостью. Широта взглядов Поленова, /позволявшая ему легко входить в разные области искусства/, была заложена в детстве.С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, /царившей в доме Поленовых/. Уже первые зарисовки, /сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам/, свидетельствовали о таланте будущего художника. / / - обособленные определения.
Объяснение:
Язык – основное средство общения людей. При языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями.
Язык тесно связан смышлением и сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке – в словах, словосочетаниях и предложениях. С языка люди передают свои знания, опыт от поколения к поколению.