8 класс 2. Расставьте ударения в словах.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.
3. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв
в данных словах.
Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.
4. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?
Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.
5. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.
6. Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Как называтются такие слова?
7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.
8. Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.
1. Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
2. И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).
3. Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).
4. Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
5. Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).
9. Выберите правильный ответ. Докажите.
1. Все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду.
2. Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду.
10. Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.
11. Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.
На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.
12. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
1. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
2. У меня сегодня праздное настроение.
3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
4. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.
5. Открывая окно, в класс влетел воробей.
13. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков
в выражении смысла высказывания.
Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
Константин Бальмонт
Валентина Сидорова «Кириллица»
Так вот они – наши истоки
Плывут, в полумраке светясь,
Tоржественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твердость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ножка [н о ш к а] - 2 слога (нож-ка)
н - [н] - согласный, непарный, звонкий (основная), твёрдый; [н] - [н']
о - [о] - гласный, ударный;
ж - [ш] - согласный, парный (ж-ш), глухой (ж-звонкая), твёрдый; (не имеет пары по мягкости)
к - [к] - согласный, парный (г-к), глухой (г-звонкая), твёрдый; [к] - [к']
а - [а] - гласный, безударный.
5 букв; 5 звуков.
Пары по твёрдости-мягкости: [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]