9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями». Вы можете начать работу слов лингвиста. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Благодетельная судьба скоро послала мне неожиданное новое наслаждение, которое произвело на меня сильнейшее впечатление и много расширило тогдашний круг моих понятий. (2)Против нашего дома жил в собственном же доме С. И. Аничков, старый богатый холостяк, слывший очень умным и даже учёным человеком. (3)Аничкова не любили, а только уважали и даже побаивались его резкого языка и негибкого нрава. (4)К моему отцу и матери он благоволил и иногда давал взаймы денег, которых больше никто просить у него не смел.
(5)Он услышал как-то от моих родителей, что я мальчик прилежный и сообразительный, очень люблю читать книжки, но что читать нечего. (6)Старик, ярый сторонник просвещения, естественно, был покровителем всякой любознательности. (7)На другой день вдруг присылает он человека за мною; меня повёл отец. (8)Аничков, расспросив хорошенько, что я читал, как понимаю прочитанное и что помню, остался очень доволен: велел подать связку книг и подарил мне... (9)О счастие!.. (10)«Детское чтение для сердца и разума», изданное безденежно при «Московских ведомостях» Н. И. Новиковым!
(11) Я так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, побежал домой, оставив своего смущённого отца беседовать с Аничковым. (12)Помню, однако, благосклонный и одобрительный хохот хозяина, загремевший в моих ушах и постепенно умолкавший по мере моего удаления.
(13)Боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища, я пробежал прямо через сени в детскую, лёг в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую часть – и сразу же позабыл всё меня окружающее. (14)Когда отец воротился и со смехом рассказал матери всё происходившее у Аничкова, она очень встревожилась, потому что и не знала о моём возвращении. (15)Меня отыскали лежащего с книжкой. (16)Мать рассказывала мне потом, что я был точно как помешанный: ничего не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать. (17)Должны были отнять книжку, несмотря на горькие мои слёзы. (18)Угроза, что книги отнимут совсем, заставила меня удержаться от слёз, встать и даже обедать. (19)После обеда я опять схватил книжку и читал до вечера.
(19) Разумеется, мать положила конец такому исступлённому чтению: книги заперла в свой комод и выдавала мне по одной части, и то в назначенные ею часы.
(20) Я читал свои книжки с восторгом и, несмотря на разумную бережливость матери, через месяц с небольшим прочёл всё. (22)В детском уме моём произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... (23)Я узнал в «Рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. (24)Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали ещё любопытнее.
(По С. Т. Аксакову*)
* Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – известный русский писатель.
Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями: А) неправильное употребление падежной формы сущ. с предлогом:
3) По возвращению из эмиграции поэт с удвоенной силой взялся за работу.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
8) Новая группа, состоящая из талантливых музыкантов и исполнителей, быстро завоевали любовь публики.
В) нарушение в построении предложения с несоглас. приложением:
1) В блоковском стихотворении «Демоне» используется традиционный романтический образ, только уже в специфической символистской обработке.
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами:
9) Часто темой ранних стихотворений Пушкина не столько были ситуации жизненные, сколько продиктованные жанром.
Д) неправильное построение предложения с дееприч. оборотом:
7) Включив весёлую музыку, уборка в доме становится приятным занятием.
ответ: А3, Б8, В1, Г9, Д7
__
Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями
А) нарушение в построении предложения с несоглас. приложением:
9) Когда Миша был ребёнком, он всегда с нетерпением ждал очередного выпуска журнала «Юного натуралиста», регулярно выписываемого родителями.
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами:
6) Парк, который я любил и гулял с детства, сильно зарос и уже не привлекал никого из местных жителей.
В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом:
1) Досмотрев фильм примерно до середины, мне стало казаться, что сюжет слишком затянут, а игра актёров выглядит неубедительно.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
4) Мои друзья, будучи большими почитателями театра, были уверены в том, что те, кто не следит за репертуаром и не посещает премьеры, ничего не смыслит в театральном искусстве.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
7) Открывая выставку, художник поблагодарил руководство города, оказавшему в организации этого мероприятия.
ответ: А9, Б6, В1, Г4, Д7
Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушкин); Вот тебе ужо будет баня, и с твоею хозяюшкою (Пушкин); По ночам,особенно в жару,... в доме было страшно (Бунин); Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись (Л. Толстой); Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости (Мамин-Сибиряк); Человека три в Заречье, в их числе Сима Девушкин, делали птичьи клетки и садки (М. Горький).
Подробнее - на -
Объяснение: