А1. Укажите, какая пара слов не является словосочетанием.
1) медленно кружатся.
2) желтые листья.
3) листья кружатся.
4) кружатся над садом.
А2. Укажите словосочетание со связью согласование.
1) отрежьте кусочек.
2) дневные запахи.
3) хорошо пахнут.
4) идти по аллее.
А3. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.
1) Сияют, переливаются его купола красным, голубым, оранжевым, синим, зеленым.
2) Мальчик не мог согласиться с другом.
3) Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.
4) Я готов с вами согласиться.
А4.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
1) Снежная равнина была бела.
2) В осеннем лесу человек становится чище.
3) Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег.
4) В окрестностях Москвы, в лесу, был разбит лагерь.
А5. В каком предложении ставится тире.
1) Твои радость и горе(__) это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет(__) словно ливень золотой.
3) Наш край(__) богат и прекрасен.
4) Снег(__) словно шелк.
А6. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
А7. В каком из предложений выделенная конструкция не обособляется?
1. Усталая и сонная она не ответила.
2. Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой наполненной хорошим квасом.
3. Лопахин вошел в непролазно заросший бурьяном двор.
4. Вот грянул гром, и тучи охваченные синим огнем дрогнули.
А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За фабрикой (1) почти окружая её гнилым кольцом (2) тянулось обширное болото (3) поросшее ельником и березой.
1. 1. 1 2. 2. 1,2
3. 3. 2,3 4. 4.1,2,3
А9. Укажите номер назывного предложения .
1. Не уходи, побудь со мною!
2. Недвижный камыш.
3. И сердцу так грустно.
4. Вечер свеж.
А10. Какое из предложений является безличным?
1. Наконец-то позвали меня.
2. Люблю грозу в начале мая.
3. В окружающей их природе было уныло и грустно в этот час.
4. Свет луны во все концы.
ЧАСТЬ 2 (Б)
Прочитайте текст и выполните задания В1-В5.
Лебединая верность.
(1)Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
(2) Его правое крыло безжизненно повисло. (3) Браконьер лишил птицу самого дорогого – полета. (4)Лебедь неподвижно лежал в камышах. (5) Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. (6) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (7)Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (8) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (9) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки. (10)Я приплыл в залив рано утром. (11)Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. (12)Решил обследовать камыши. (13)Тут и нашел подбитую птицу.
(14)Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (15)На другой день я снова появился на маленьком островке. (16)Обошёл его, убедился – хищников нет. (17) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».
(18) Весь месяц плавал к лебединому острову. (19)Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (20) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (21)Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (22)Я знал, что Лотосу никогда не придется летать – крыло было перебито.
(23)Пришла осень. (24)Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (25)А в это время начался отлёт птиц. (26) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (27) Лилия тревожно прислушивалась к ним.
(28)На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. (29) Лебёдушка волновалась, но вскоре приплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (30)Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».
(31)А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (32)Её пел красавец Лотос. (33)Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни! (К. Хромов)
В1. Определите тип речи и стиль текста.
1. Описание, разговорный стиль
2. Рассуждение, публицистический стиль
3. Повествование, художественный стиль
4. Описание, научный стиль
В2. В каком предложении наиболее ясно выражена основная мысль текста?
1 20
8 31
В3. Из предложений 3-4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4.Среди предложений 1-8 найдите односоставное.
В5. Среди предложений 18-20 найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимыми словами.
с самого детства родители говорили мне, что наша страна — самая большая и сильная в мире. в школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных россии. и я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей родиной.
гордость вызывают наши бабушки и дедушки. они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны.
моя родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи — россия все равно выбиралась из трудного положения. она спасала не только себя, но и много других стран и народов. мне жаль, что многие современные люди не хотят помнить об этом.
еще я особенно горжусь нашими спортсменами. на каждой олимпиаде они занимают много призовых мест, завоевывают медали, доказывая своей родине, что она — самая лучшая.
гордость вызывают у меня и наши пословицы и поговорки. они доказывают, насколько мудрыми были наши предки, и свои знания они передавали через поколения в этих самых пословицах: делу время, а потехе — час; без труда не вытащить и рыбки из пруда; хлеб — всему голова и так далее.
я горжусь людьми, которые стали великими и знаменитыми на весь мир, хотя родина у меня с ними одна — россия. а.с.пушкин, с.а.есенин, а.а.блок — великие, всемирно известные поэты. в.м.васнецов, и.к.айвазовский, к.п.брюллов, в.а.серов — художники, которые покорили всю планету своим художественным талантом. м.в.ломоносов, д.и.менделеев, н.и.вавилов, а.с.попов — знаменитые ученые, которые подарили всему миру множество открытий, используемых в науке и быту до сих пор.
когда я вспоминаю, что у меня и этих людей одна общая родина — россия, я не могу не гордиться своей любимой страной. мир полностью зависит от того, как к нему относится человек. именно из-за нашего патриотизма россия по сей день является великой.