Жестокость всегда имеет ужасные последствия, особенно в семье. Подобный пример описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Главный герой, матерый боец Тарас Бульба, встречает своих сыновей, Остапа и Андрия, после учебы. Он практически сразу везет их в Запорожскую Сечь, чтобы они сражались наравне с другими казаками за свою Родину и веру. Это был очень жестокий поступок по отношению к жене Бульбы – она только встретила после долгой разлуки своих детей, а Тарас увозит их из дома на места боев, откуда они не вернутся. Гоголь достаточно подробно описывает жизнь несчастной женщины: она редко видела мужа, который оскорблял и бил ее, быстро постарела, и все ее чувства были направлены на Остапа и Андрия, которые уже выросли и покидают ее. Возможно, материнское сердце чувствовало трагедию: когда они уезжали, она догнала их и остановила лошадей, чтобы обнять в последний раз «с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию». Жестокость отца обернулась трагедией для всей семьи: мать лишилась детей, Андрий предал родину, чтобы найти любовь и доброту в другом месте, а Остап так и не продолжил свой род, так и не изведал счастья, лишившись жизни в цвете лет. Разбив семью ради своих амбиций, Тарас и сам потерял всех своих близких людей. После смерти сыновей его род угас окончательно.
Жестокость всегда наиболее очевидна на войне. Нельзя не отметить ярость и кровопролитие казачьего восстания: Гоголь описывает разрушительные последствия набегов казаков, мертвых животных и людей убийства, пытки. Так, например, поляк описывал казнь воинов, среди которых был Остап, с каким-то удовольствием, без отвращения и жалости. Остапу на глазах толпы ломали кости рук и ног, и только некоторые отвели глаза. А во время битвы один из казаков накинул противнику аркан на шею и волок его по полю. Писатель осуждает подобную жестокость, он называет пытки порождением «свирепого века», когда люди еще не научились гуманности. Но война не оставляла им выбора, она ожесточала участников бойни по обе стороны баррикад. В результате кровопролитные стычки растянулись на месяцы и годы, люди, сошедшие с ума от войны, не могли остановить круговорот гнева и ярости.
Можно ли оправдать жестокость? Едва ли. Однако исторически сложилось так, что наши представления о гуманности не были присущи предкам. Их воспитывали по-другому, поэтому агрессия и ярость не считались у них чем-то аморальным. Поэтому их нельзя осуждать за жестокость. К примеру, одним из самых запоминающихся моментов повести является встреча Бульбы и Андрия на поле боя после предательства, совершенного младшим ребенком. Андрий совершил непростительный поступок – он пошел против своих товарищей, убивал тех, с кем делил кров и еду, из-за любви к полячке. Тарас отказывался верить слухам, но сам увидел сына, который сражался на стороне ляхов. Главный герой быстро понял, как нужно остаться с ним один на один, и его товарищи заманить Андрия к лесу, где больше никого не было. Увидев отца, молодой человек понял, что пришла его смерть. Он испугался, и весь пыл его ему было стыдно, и он молчал. Бульба же стойко смотрел Андрию в глаза перед тем, как пристрелить его. Он задавал ему вопросы и не надеялся услышать оправдания – да и может разве что-то воина, который предал свою веру, соратников, семью и Родину? Жестокий отец убивает своего сына и оставляет его непогребенным, но иначе Бульба поступить не мог. «Я тебя породил, я тебя и убью!» — сказал он ему перед выстрелом. Для старого казака это стало вопросом чести, долга и верности. Его поступок нельзя осуждать, ведь в его время нравы были другие, и мужчина все сделал правильно, повинуясь тому кодексу чести, который был общепринятым мерилом правильности того или иного поступка.
Жестокость всегда имеет ужасные последствия, особенно в семье. Подобный пример описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Главный герой, матерый боец Тарас Бульба, встречает своих сыновей, Остапа и Андрия, после учебы. Он практически сразу везет их в Запорожскую Сечь, чтобы они сражались наравне с другими казаками за свою Родину и веру. Это был очень жестокий поступок по отношению к жене Бульбы – она только встретила после долгой разлуки своих детей, а Тарас увозит их из дома на места боев, откуда они не вернутся. Гоголь достаточно подробно описывает жизнь несчастной женщины: она редко видела мужа, который оскорблял и бил ее, быстро постарела, и все ее чувства были направлены на Остапа и Андрия, которые уже выросли и покидают ее. Возможно, материнское сердце чувствовало трагедию: когда они уезжали, она догнала их и остановила лошадей, чтобы обнять в последний раз «с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию». Жестокость отца обернулась трагедией для всей семьи: мать лишилась детей, Андрий предал родину, чтобы найти любовь и доброту в другом месте, а Остап так и не продолжил свой род, так и не изведал счастья, лишившись жизни в цвете лет. Разбив семью ради своих амбиций, Тарас и сам потерял всех своих близких людей. После смерти сыновей его род угас окончательно.
Жестокость всегда наиболее очевидна на войне. Нельзя не отметить ярость и кровопролитие казачьего восстания: Гоголь описывает разрушительные последствия набегов казаков, мертвых животных и людей убийства, пытки. Так, например, поляк описывал казнь воинов, среди которых был Остап, с каким-то удовольствием, без отвращения и жалости. Остапу на глазах толпы ломали кости рук и ног, и только некоторые отвели глаза. А во время битвы один из казаков накинул противнику аркан на шею и волок его по полю. Писатель осуждает подобную жестокость, он называет пытки порождением «свирепого века», когда люди еще не научились гуманности. Но война не оставляла им выбора, она ожесточала участников бойни по обе стороны баррикад. В результате кровопролитные стычки растянулись на месяцы и годы, люди, сошедшие с ума от войны, не могли остановить круговорот гнева и ярости.
Можно ли оправдать жестокость? Едва ли. Однако исторически сложилось так, что наши представления о гуманности не были присущи предкам. Их воспитывали по-другому, поэтому агрессия и ярость не считались у них чем-то аморальным. Поэтому их нельзя осуждать за жестокость. К примеру, одним из самых запоминающихся моментов повести является встреча Бульбы и Андрия на поле боя после предательства, совершенного младшим ребенком. Андрий совершил непростительный поступок – он пошел против своих товарищей, убивал тех, с кем делил кров и еду, из-за любви к полячке. Тарас отказывался верить слухам, но сам увидел сына, который сражался на стороне ляхов. Главный герой быстро понял, как нужно остаться с ним один на один, и его товарищи заманить Андрия к лесу, где больше никого не было. Увидев отца, молодой человек понял, что пришла его смерть. Он испугался, и весь пыл его ему было стыдно, и он молчал. Бульба же стойко смотрел Андрию в глаза перед тем, как пристрелить его. Он задавал ему вопросы и не надеялся услышать оправдания – да и может разве что-то воина, который предал свою веру, соратников, семью и Родину? Жестокий отец убивает своего сына и оставляет его непогребенным, но иначе Бульба поступить не мог. «Я тебя породил, я тебя и убью!» — сказал он ему перед выстрелом. Для старого казака это стало вопросом чести, долга и верности. Его поступок нельзя осуждать, ведь в его время нравы были другие, и мужчина все сделал правильно, повинуясь тому кодексу чести, который был общепринятым мерилом правильности того или иного поступка.