Биологическая инженерия (сокращенно – биоинженерия) – термин парадоксальный, противоречивый. Инженер – это тот, кто проектирует автомобили, станки, самолеты,
приборы, а биолог имеет дело с чем-то живым. Как же совместить эти понятия?
Веками люди имели дело с растениями, животными, грибами и другими живыми
организмами в том виде, в каком их создала природа. Максимум, что мог позволить себе
человек – это вывести породу с заданными признаками путем скрещивания и
естественного отбора, но это во многом оставалось лотереей, и даже если лотерея
оказывалась выигрышной, времени на это уходило немало. Но вот в XX веке развитие
биологических наук достигло такого уровня, что оказалось – живые организмы тоже
можно проектировать и конструировать! Для чего это нужно?
Заболев гриппом, мы с вами можем без проблем купить в аптеке противовирусный
препарат, а ведь каких-нибудь 50 лет назад все, что мог врач прописать такому больному –
это общеукрепляющие средства и жаропонижающее, лекарств от гриппа и других
вирусных болезней не было, вирусы ведь нельзя травить антибиотиками, как бактерии.
Организм борется с ними сам, производя особый белок – интерферон, который мешает
вирусам проникать в клетки, и именно на этом веществе основаны все противовирусные
препараты. Одна беда: человеку только человеческий интерферон, а чтобы
получить одну лечебную дозу, нужно два литра крови.
Обеспечить всех больных не получится, даже если все до единого жители Земли
станут донорами (а это невозможно хотя бы потому, что у многих людей есть
противопоказания к этому). По этой причине интерферон поначалу был очень дорогим
лекарством – например, в США курс лечения стоил 30 000 долларов, а мы сейчас
покупаем противовирусные препараты по вполне доступным ценам… кто же совершил
такое чудо? Биоинженеры!
За синтез интерферона – как и любого белка – отвечает определенный ген. Используя одни ферменты как «ножницы», другие как «клей», а вирусбактериофаг – как «буксир», ученые встроили этот человеческий ген в геном кишечной палочки – и бактерии начали производить человеческий интерферон, передавая эту потомству. Подобным образом была решена проблема производства инсулина для людей, страдающих сахарным диабетом – ведь инсулин, полученный из поджелудочных желез свиней, у многих больных вызывал побочные эффекты.
Это лишь один пример достижений биоинженерии, точнее, одной из ее отраслей –
генной инженерии, которой так боятся наши современники. Каких только сюжетов не
демонстрируют некоторые безответственные телеканалы – вплоть до людей, которые ели
какие-то продукты с генами кактуса, и у них на коже выросли колючки, как у этого
растения… разумный человек задался бы вопросом: столько лет мы едим картофель со
всеми его генами – однако картофельной кожурой до сих пор никто не оброс, за что же
генам кактуса такая честь? Впрочем, разумные люди такие телеканалы и не смотрят.
В действительности, ничего особенно страшного в генетически модифицированных
продуктах нет, правда, могут быть некоторые особенности. Возьмем, к примеру,
картофель с генами камбалы – он «не по вкусу» колорадскому жуку, для человека же
ничем не отличается от обычной картошки, но людям, страдающим аллергией на рыбу,
его действительно лучше не есть. Поэтому правы те, кто требует указывать на упаковке
генномодифицированных продуктов соответствующую информацию, но бояться их не
стоит, речь идет лишь об индивидуальных различиях. А сюжеты о страшных мутантах,
убегающих из лабораторий генных инженеров, оставим авторам фильмов ужасов.
Задания:
1.Определите основную мысль текста.
2.Подберите заглавие к тексту. Объясните свой выбор.
3.Определите тип речи. Приведите аргументы
4.Определите позицию автора. В каком предложении она выражена?
5. Составьте и запишите 2 вопроса высокого порядка (толстые).
6. Приведите по 1 примеру факта и мнения из текста
-Здравствуйте, ребята перед началом урока ,я у вас с чем вы питаетесь утром,днем и вечером ,и в какое время?-сказал учитель.
-Здравствуйте ,Мария Ивановна, я питаюсь когда захочу , и чем.-сказал Петя.
-Я соблюдаю диету ,но диета не сильно поэтому я ем мало ,но в определённое время.-сказала Маша.
- А вы знали, что если правильно питаться, то вы перестанете толстеть и ваше здоровье укрепится .-сказала учительница.
-Как это? - спросил Петя.
-Все дело в организме, если правильно кушать и в меру, то организм будет употреблять энергию полученную из пищи в график употребления пищи, и жир не будет откладываться. - ответила учительница.
-Все я перехожу на фрукты и овощи буду есть .- сказала Маша.
-Только не переедай .- сказала учительница