Дидактический материал по теме «Лексика» в 5 классе
Карточка №1
1. Вспомни о прямом и переносном значении слова.
2. Запиши в два столбика словосочетания, имеющие:
1. прямое значение; 2) переносное значение.
Горит костёр, золотые руки, холодный день, горит закат, холодный взгляд, бурное море, высокие горы, золотые украшения, гора урожая, море новостей.
Составь два предложения со словами, имеющими переносное значение.
Карточка №2
1. Какой раздел языка изучает значение слова?
2. Прочитай предложения, найди ошибки в употреблении некоторых слов. Запиши предложения в исправленном виде.
Гул гудел всё громче и громче. Я отступил на два шага вперёд. Поезд приближался ближе. Электричка удаляется от меня вдаль.
Карточка №3
1. Что такое омонимы?
2. Приведите примеры омонимов, составь три предложения со словами-омонимами, чтобы было понятно их лексическое значение.
Карточка №4
1. Что такое синонимы?
2. Выпиши из предложений слова-синонимы, приведи их лексическое значение. Составь с этими словами словосочетания.
Босоногие мальчишки осторожно ступают по свежескошенной траве. По главной улице шествуют колонны демонстрантов. Я медленно брёл по ночным улицам. Вдоль реки бодро шагают туристы. Коля, иди к доске!
Карточка №5
1. Что такое антонимы?
2. Спиши пословицы, дополни их словами, противоположными по смыслу.
Ласточка день начинает, а соловей … . Смелый наступает, а трус … . Дождик вымочит, а солнышко … . Мир строит, а война … . От радости смеются, от горя …
ответы:
Сочинение на тему "Старинные вещи":
У каждого из нас есть хоть что-нибудь, что можно отнести к старинным вещам. Это может быть мебель, шкатулки, драгоценности, столовые приборы, посуда и многое другое. У меня есть старинный фартучек, сделанный в конце 19 столетия моей родственницей, прекрасная сахарница и шкатулка.
Старинные вещи могут и не нести никакой ценности, но быть дорогими сердцу человека. Прикасаясь к своей маленькой коллекции, я ощущаю дух старины. Разглядывая все эти вещи, я понимаю, как важна связь поколений. Старинные предметы объединяют нас с повествуют историю, рассказывают о культуре. Вот почему они так дороги для нас.
1) в тексте говорится о глобальном потеплении на планете, ухудшением экологической обстановки и проблемах со здоровьем людей.
2) Глобальное потепление, по мнению ученых, происходит из-за увеличения выброса углерода И ухудшением качества озонового слоя.
3) Нарушение баланса воды и продовольствия, это может привести к вспышкам опасных болезней « В результате недоедания и болезней, передающихся через воду,
все чаще появляются вспышки таких заболевании, как холера».
Повышение температуры позволяет комарам, несущим малярию и лихорадку, активно размножаться. «исследователи предупреждают, что глобальная температура на планете не должна увеличиться более, чем на 2 градуса, если мир хочет избежать катастрофы.»
Объяснение: