Дидактический материал по теме «Лексика» в 5 классе
Карточка №1
1. Вспомни о прямом и переносном значении слова.
2. Запиши в два столбика словосочетания, имеющие:
1. прямое значение; 2) переносное значение.
Горит костёр, золотые руки, холодный день, горит закат, холодный взгляд, бурное море, высокие горы, золотые украшения, гора урожая, море новостей.
Составь два предложения со словами, имеющими переносное значение.
Карточка №2
1. Какой раздел языка изучает значение слова?
2. Прочитай предложения, найди ошибки в употреблении некоторых слов. Запиши предложения в исправленном виде.
Гул гудел всё громче и громче. Я отступил на два шага вперёд. Поезд приближался ближе. Электричка удаляется от меня вдаль.
Карточка №3
1. Что такое омонимы?
2. Приведите примеры омонимов, составь три предложения со словами-омонимами, чтобы было понятно их лексическое значение.
Карточка №4
1. Что такое синонимы?
2. Выпиши из предложений слова-синонимы, приведи их лексическое значение. Составь с этими словами словосочетания.
Босоногие мальчишки осторожно ступают по свежескошенной траве. По главной улице шествуют колонны демонстрантов. Я медленно брёл по ночным улицам. Вдоль реки бодро шагают туристы. Коля, иди к доске!
Карточка №5
1. Что такое антонимы?
2. Спиши пословицы, дополни их словами, противоположными по смыслу.
Ласточка день начинает, а соловей … . Смелый наступает, а трус … . Дождик вымочит, а солнышко … . Мир строит, а война … . От радости смеются, от горя …
1) Костёр полыхал= ярко, чтобы его могли заметить= издалека.
Схема [ _ = ], (чтобы = ).
2) Воздух был чистый= и свежий=, потому что деревня находилась= далеко от города.
Схема [ _ = ], (потому что = ).
3) Засвищут= скоро соловьи, ведь в ближайшее время наступит= рассвет.
Схема [ _ = ], (ведь = ).
4) После обеда все разошлись=, чтобы отдохнуть= перед вечерней прогулкой.
Схема [ _ = ], (чтобы = ).
5) После восхода солнца неожиданно набежала= туча, которая предвещала= грозу.
Схема [ _ = ], (которая = ).
6) Нам нравилось= серьёзное лицо Наташи, когда она начинала читать= свои стихи.
Схема [ = ], (когда _ = ).
Мы воспользовались сложноподчинёнными союзами.
Люди живут оседло на пензенской земле из века в век. Русские, татары, чуваши и коренные жители этих мест мордва-мокша и мордва-эрзя, населявшие эту территорию еще в I тыс. н.э. чего только не было за эти годы! Город Пенза был основан более трёх веков тому назад, в 1663 году, в месте, где сливались реки Пенза и Сура, согласно Указу царя Алексея Михайловича, появились первые строители крепости.
Как же выглядел наш город в ту далёкую пору? На краю обрывистого берега строители выкопали глубокие рвы, насыпали высокие земляные валы, сложили деревянные стены. Ворота крепости выходили на север, восток и юг. По углам и над воротами построили сторожевые башни, установили пушки. Внутри крепости возвели деревянную соборную церковь Всемилостивого Затем отстроили двор воеводы, склады для продуктов и боеприпасов, дворы для знатных людей и тюрьму. Крепость имела форму квадрата.
Со временем желающих поселиться в Пензе стало столько, что крепость не могла всех вместить. Тогда новые горожане начали ставить свои дома рядом с крепостной стеной. Здесь стали жить ремесленники: кузнецы, сапожники, портные, мельники, мясники и плотники и торговцы. К крепости примыкали слободы. В них селились конные и пешие казаки, пушкари, сторожа, ремесленники. С этих первых улиц и образовался город Пенза. Но время не стоит на месте. Идут годы, меняется история и облик нашего города и области. Пензенский край может гордиться не только историческими памятниками. Край богат памятниками духовной культуры. Это монастыри, церкви, святые источники… Нельзя забывать великих исторических личностей тесно связанных не только с историей нашего края, но и с историей России. И, конечно же, нельзя забывать, что природа Пензенского края неповторимо красива и оставляет в душе каждого, кто к ней прикоснется неизгладимый след