домой
была ясная, летняя ночь. луна светила весело и спокойно; она заливала своим серебром поляны и дороги, пронизывала холодными лучами леса, золотила реки. в эту самую ночь из дверей переселенческого барака, крадучись вышел семка, вихрастый бледнолицый мальчик лет одиннадцати, огляделся, перекрестился и вдруг побежал что было мочи по направлению к бескрайнему полю, откуда начиналась «расейская» дорога. боясь погони, он часто оглядывался, но никто за ним не бежал. и он благополучно достиг сначала поляны, а потом и трактовый пути. здесь он остановился, подумал и потихоньку пошёл вдоль по широкой дороге. (по н. телешову)
2. выпишите из текста словосочетания прил.+ сущ., обозначьте главное слово, определите число, род, падеж прилагательных, определите их разряд.
4. выпишите из текста сложные слова, определите их образования:
5. разберите слова из 4 по составу
6. выпишите из текста 2 глагола времени, родственные между собой:
7. выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными корня, подберите к ним проверочные слова, обозначьте корни
1. Текст (буквы и знаки препинания вставлены):
День потИхоньку догОрал, и мы наслАждались чудесным багровым закатом. Все вокруг кАзалось заколдованным. ПричУдливые тени лОжились на придОрожные зарОсли. ДЕревья тЯнули к нам свои ветви, мягко кАсались ими наших гОлов. Лес замИрал. Только наши гОлоса и легкий шЁпот бЕрез нарушали густую тишину.
2. Слова с корнями с чередованием гласной:
догора´л, лоЖились, зароСли, касАлись, замирАл
__
**Корни, выделенные жирным шрифтом, обозначить ∩
Подчеркнуть одной чертой гласную в корне.
В слове догорал поставить ударение.
Буквы, выделенные ЗАГЛАВНЫМ шрифтом, подчеркнуть двумя чертами.
В слове касались и замирал обозначить суффикс -а- Λ
3. Слово, которое не подчиняется правилу «Правописание гласных в корнях с чередованием», но похоже на слова с чередующимися гласными:
наслАждались (корень -слажд-: услАда, слАдкий)
ответ: от и до
I группа ("от и до" в значении "от начала до конца", "тщательно", "в полной мере"):
1) Каждое утро у него начиналось с того, что он открывал газету «Правда» и прочитывал её от и до.
5) Мои родители тут всю блокаду отбыли от и до.
6) Это же отлаженный механизм, на сцене всё сделано от и до, с иголочки, уровень очень высокий.
II группа ("от и до" в значении "не выходя за рамки предписанного, положенного", "не больше, чем требуется"):
2) Мои дети при обучении дома интересуются школьными предметами только от и до, только чтобы сдать задание.
3) Мы боимся позволить себе фантазировать. От и до, и ни шагу в сторону. Вот наша главная ошибка.
7) Подготовительная работа – подводная часть огромного айсберга, и она не измеряется временем. Я не работаю от и до. Нет у меня такого: пришла на каток в девять часов утра и ушла в девять часов вечера.
"Лишнее" предложение ("от и до" используется для указания интервала значений величины):
4) В метеопрогнозах обычно даётся интервал дневной температуры.