В 1960 году были предприняты первые сеансы радиопоиска
внеземных цивилизаций. С тех пор только нарастало понимание
степени грандиозности тех проблем, с которыми человечество может
столкнуться, увенчайся эти поиски результатами.
В самом деле, факты нашей собственной истории - свидетели
того, что стремление одних цивилизаций к контакту с другими было,
к сожалению, не бескорыстно. Инициаторы всегда надеялись что-то
получить: бессмертие или или золото. Проникновение на
Американский континент, завоевание Индии и Юго-Восточной Азии ,
освоение многочисленных островов Тихого океана осуществлялись по стереотипному сценарию, а именно: преуспевшие в своем развитии цивилизации покоряли менее развитые, порабощали их народы и в течение ряда лет эксплуатировали население и природные
богатства.
Теперь, когда на нашей планете уже не осталось «белых пятен» ,
инстинкт познания повелительно зовет нас в космос. Но вот, что
примечательно: стремление к контакту с иноземными эрудитами
несет в себе те же побудительные мотивы и представления, которые
были присущи поисковым действиям наших предков, - надежду что-то для себя приобрести (чужие знания опыт) при одновременной идеализации партнера по контакту. Не рассчитывая на материальные приобретения, мы интуитивно хотим через чей-то интеллектуальный альтруизм сделать гигантский рывок в будущее.
Разумно ли землянам стремиться к космическим контактам? Еще
раз обратимся к фактам нашей истории. Когда открывшие Гавайские
острова моряки капитана Кука привезли туда проказу и другие
болезни, последствия оказались трагическими: погибла значительная
часть коренного населения островов. Миллионы индейцев на
Американском континенте вымерли от этих болезней, так как их
организм не смог выработать против них иммунитета.
Что же сулит нам контакт с теми, кто в иерархии интеллекта
занимает более высокое место? Если даже оставить в стороне
проблему биологической опасности, то оказывается, что скрытую угрозу нести само взаимодействие разных космических структур.
Эти выводы опять-таки основаны на экстраполяции нашего
собственного опыта.
Когда европейская цивилизация вошла в соприкосновение с
отставшими от нее цивилизациями доколумбовой эпохи, итог для
последних оказался плачевным. Напор прогресса, обилие новой
необычной информации тяжелым прессом легли на многочисленные
устои этих народов. Старая культура начала разрушаться быстрее, чем
формировалась новая. Началась девальвация привычных ценностей.
Оторванные от собственных корней племена оказались в
психологическом вакууме, терялись столь надежные в точки
опоры. В результате, в короткие по историческим меркам сроки менее
развитые цивилизации стали быстро терять жизне Таков
результат взаимодействия незнакомых прежде друг другу земных
культур, и мы не можем игнорировать этого факта.
Невзирая на все это, мы упорно полагаем, что развитие наших
отношений с суперинтеллектуалами галактических просторов пойдёт
по-иному. Необходимо задуматься, не разрушит ли информация,
пришедшая с более высокой ступени развития, представления землян о мире собственных ценностей, не взорвет ли она нашу мораль и
стереотипы поведения. Если сомнения такого рода существуют, мы
должны быть дальновидными в выборе стратегии поиска себе подобных и помнить, что научно-техническому прогрессу не всегда
сопутствуют сладкие плоды.
Сегодня, не обладая достаточной информацией, мы не в силах
разрешить подобных сомнений. Тем с большей мудростью следует
развивать предприятие, которое по своим масштабам не имеет
прецедента в истории человечества.
Трансарктический полет состоится, кто бы ни возражал;
надиндивидуальность закона незыблема; во всеуслышание обвинил
Сейчас мало читают. А ведь какой необычайной ценностью была для детей дотелевизионной эпохи книга! Мои юные товарищи, умевшие пересказать книгу, пользовались особенным почетом. Увлекавшиеся чтением мальчишки, не боясь запутаться в сложном сюжете, упоённо пересказывали и «Трёх мушкетеров», и «Всадника без головы», и даже «Войну и мир». Мне самому довелось прочитать в десять лет «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. Тогда я, разумеется, не многое понял, но до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера. Впоследствии именно эти книги сформировали мой художественный вкус, оставшийся со мной навсегда.
В 1960 году были предприняты первые сеансы радиопоиска
внеземных цивилизаций. С тех пор только нарастало понимание
степени грандиозности тех проблем, с которыми человечество может
столкнуться, увенчайся эти поиски результатами.
В самом деле, факты нашей собственной истории - свидетели
того, что стремление одних цивилизаций к контакту с другими было,
к сожалению, не бескорыстно. Инициаторы всегда надеялись что-то
получить: бессмертие или или золото. Проникновение на
Американский континент, завоевание Индии и Юго-Восточной Азии ,
освоение многочисленных островов Тихого океана осуществлялись по стереотипному сценарию, а именно: преуспевшие в своем развитии цивилизации покоряли менее развитые, порабощали их народы и в течение ряда лет эксплуатировали население и природные
богатства.
Теперь, когда на нашей планете уже не осталось «белых пятен» ,
инстинкт познания повелительно зовет нас в космос. Но вот, что
примечательно: стремление к контакту с иноземными эрудитами
несет в себе те же побудительные мотивы и представления, которые
были присущи поисковым действиям наших предков, - надежду что-то для себя приобрести (чужие знания опыт) при одновременной идеализации партнера по контакту. Не рассчитывая на материальные приобретения, мы интуитивно хотим через чей-то интеллектуальный альтруизм сделать гигантский рывок в будущее.
Разумно ли землянам стремиться к космическим контактам? Еще
раз обратимся к фактам нашей истории. Когда открывшие Гавайские
острова моряки капитана Кука привезли туда проказу и другие
болезни, последствия оказались трагическими: погибла значительная
часть коренного населения островов. Миллионы индейцев на
Американском континенте вымерли от этих болезней, так как их
организм не смог выработать против них иммунитета.
Что же сулит нам контакт с теми, кто в иерархии интеллекта
занимает более высокое место? Если даже оставить в стороне
проблему биологической опасности, то оказывается, что скрытую угрозу нести само взаимодействие разных космических структур.
Эти выводы опять-таки основаны на экстраполяции нашего
собственного опыта.
Когда европейская цивилизация вошла в соприкосновение с
отставшими от нее цивилизациями доколумбовой эпохи, итог для
последних оказался плачевным. Напор прогресса, обилие новой
необычной информации тяжелым прессом легли на многочисленные
устои этих народов. Старая культура начала разрушаться быстрее, чем
формировалась новая. Началась девальвация привычных ценностей.
Оторванные от собственных корней племена оказались в
психологическом вакууме, терялись столь надежные в точки
опоры. В результате, в короткие по историческим меркам сроки менее
развитые цивилизации стали быстро терять жизне Таков
результат взаимодействия незнакомых прежде друг другу земных
культур, и мы не можем игнорировать этого факта.
Невзирая на все это, мы упорно полагаем, что развитие наших
отношений с суперинтеллектуалами галактических просторов пойдёт
по-иному. Необходимо задуматься, не разрушит ли информация,
пришедшая с более высокой ступени развития, представления землян о мире собственных ценностей, не взорвет ли она нашу мораль и
стереотипы поведения. Если сомнения такого рода существуют, мы
должны быть дальновидными в выборе стратегии поиска себе подобных и помнить, что научно-техническому прогрессу не всегда
сопутствуют сладкие плоды.
Сегодня, не обладая достаточной информацией, мы не в силах
разрешить подобных сомнений. Тем с большей мудростью следует
развивать предприятие, которое по своим масштабам не имеет
прецедента в истории человечества.
Трансарктический полет состоится, кто бы ни возражал;
надиндивидуальность закона незыблема; во всеуслышание обвинил
полгруппы.
Сейчас мало читают. А ведь какой необычайной ценностью была для детей дотелевизионной эпохи книга! Мои юные товарищи, умевшие пересказать книгу, пользовались особенным почетом. Увлекавшиеся чтением мальчишки, не боясь запутаться в сложном сюжете, упоённо пересказывали и «Трёх мушкетеров», и «Всадника без головы», и даже «Войну и мир». Мне самому довелось прочитать в десять лет «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. Тогда я, разумеется, не многое понял, но до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера. Впоследствии именно эти книги сформировали мой художественный вкус, оставшийся со мной навсегда.