вставные конструкции (словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. в отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями.
примеры:
в жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (аксаков) – вставная конструкция содержит дополнительные сведения, пояснение;
поверьте (совесть в том порукой), нам будет мукой (пушкин) – вставная конструкция содержит попутное авторское замечание;
нет, вы (или ты) этого не должны знать! (лермонтов) – вставная конструкция поясняет отдельное слово (вы) в основной части предложения;
отец лишился обыкновенной своей твёрдости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах (пушкин) – вставная конструкция синтаксически связана с основным предложением (согласованное определение), но выключено из него и имеет пояснительное значение;
быть может (лестная укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «то-то был поэт! » (пушкин) – вставная восклицательная конструкция выражает эмоции автора и его отношение к высказанным словам.
вставки резко разрывают связи между словами в предложении. по смыслу они обычно не связаны с основным содержанием предложения. кроме того, характер их включения в речь «незапланированный» (тогда как у вводных слов и конструкций – «запланированный»). вставные конструкции как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее. поэтому они не могут, в отличие от вводных слов и конструкций, стоять в начале предложения.
вводные конструкции и вставные конструкции различаются также по интонации. для вводных конструкций характерна интонация вводности – понижение тона речи, убыстрённый тип произношения. для вставных конструкций характерна интонация включения – с более длительными паузами.дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников (помяловский); – господа, – сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). – господа, к чему пустые споры! (лермонтов); тут – делать нечего – друзья поцеловались (крылов); но – чудное дело! – превратившись в , павел петрович стал в то же время (тургенев).
в редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми:
мне показалось даже, а может быть оно и в самом деле было так, что все стали к нам ласковее (аксаков).
вставные конструкции (словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. в отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями.
примеры:
в жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (аксаков) – вставная конструкция содержит дополнительные сведения, пояснение;
поверьте (совесть в том порукой), нам будет мукой (пушкин) – вставная конструкция содержит попутное авторское замечание;
нет, вы (или ты) этого не должны знать! (лермонтов) – вставная конструкция поясняет отдельное слово (вы) в основной части предложения;
отец лишился обыкновенной своей твёрдости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах (пушкин) – вставная конструкция синтаксически связана с основным предложением (согласованное определение), но выключено из него и имеет пояснительное значение;
быть может (лестная укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «то-то был поэт! » (пушкин) – вставная восклицательная конструкция выражает эмоции автора и его отношение к высказанным словам.
вставки резко разрывают связи между словами в предложении. по смыслу они обычно не связаны с основным содержанием предложения. кроме того, характер их включения в речь «незапланированный» (тогда как у вводных слов и конструкций – «запланированный»). вставные конструкции как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее. поэтому они не могут, в отличие от вводных слов и конструкций, стоять в начале предложения.
вводные конструкции и вставные конструкции различаются также по интонации. для вводных конструкций характерна интонация вводности – понижение тона речи, убыстрённый тип произношения. для вставных конструкций характерна интонация включения – с более длительными паузами.дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников (помяловский); – господа, – сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). – господа, к чему пустые споры! (лермонтов); тут – делать нечего – друзья поцеловались (крылов); но – чудное дело! – превратившись в , павел петрович стал в то же время (тургенев).
в редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми:
мне показалось даже, а может быть оно и в самом деле было так, что все стали к нам ласковее (аксаков).