Какова тема этого текста? Озаглавьте текст. Мал..ч..ки пр..шли в музей за час до закрытия.
Ра(з/с)пол..жение залов было извес..но. Сначала о(д/т)делы
ж..вотного и р..стительного мира разных промыслов. Потом
нужный им зал быта помещика. (З/с)десь наход..т..ся
о(б/п)становка усадебн.. дома. Самая кр..сивая3 меб..ль,
обитая ж..лтым атла́сом со сказоч..н..ми птиц..ми, высокие
з..ркала, статуэтки на изящ..ной полк.. — укр..шение зала.
Пре(д/т)вечерн.. луч.. со..нца пробива..т..ся3 в окна скво(з/с)ь1
скла(д/т)ки занавесок. Т..мнели2
(не)большие к..ртины
бл..стела ст..клянная посуда4
.
Генка остался в к..ридоре, чтобы в случа.. опас..ност..2
предупредить т..варища. В это время Миша и(з/с)следовал
бронзовую птицу. На ней должно находит..ся отверстие для
ключа. Да где же оно? Мал..ч..к3 ощуп..ва..т птич..ю гол..ву
крыл..я. Поиски результатов (не)да..т. Тайна остаёт..ся тайной.
Миша (не)году..т, он (не)навид..т неразрешённые вопросы.
Теперь придёт..ся отправит..ся домой ни с чем.
Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».
Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, переживших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Ребята, на уроке мы с вами прочитали рассказ Мухтара Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА
Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова? (Касыму)
III.РЕАЛИЗАЦИЯ.
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые сироте? Так ли это?
Иса распоряжается чужим скотом.
Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
Дети издеваются над Касымом.
И мы видим, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться , на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
« Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
ли ему окружающие?
( Соседки и старики замечали все, но не Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все , но ничего не сделал, чтобы мальчика . Это - старики, соседи , аульные ребята.
Не зря у казахов есть такая пословица:
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
-Ребята, что мы должны извлечь из нашего урока'
-Каким должен быть человек?
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .
Составить эссе: « Как можно было Касыму?»
Объяснение:
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Так в каждой стране есть свои традиции.. Например в России: Пасха, Масленица, Семик и Троица, Супредки (посиделки), обряд крещения и тд.. русская изба - тоже вид национальной культуры России.
Или в Китае, например, «Китайская свадьба» - вся свадьба заключается в том, что гости пробуют угощения и ведут друг с другом светскую беседу. Сама же свадебная церемония в Китае должна быть выдержана в строгом соответствии с целым набором приемов и правил. Во время приема невеста меняет свой наряд минимум три раза. Таким образом, решается проблема перевоза личных вещей невесты в дом жениха, а в России проводится на свадьбе выкуп. Свадебный обряд. Русские народные традиции. Свадебный пир. Благословение родителей. Русский свадебный цикл традиционно делится на несколько этапов: Сговор. Сватовство. Венчание.
Объяснение: