Контрольная работа.
1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
(1)В отсв..тах вечерн..й з..ри виднеет(?)ся зубчатый частокол елей. (2)Сгущают(?)ся сумерки и все и(с,з)чезает во мрак.. ночи. (3)Но вот выглядывает месяц и мя..ким светом заг..няет потемки в лесную ч..щу, серебря(н,нн)ым сиянием зал..вает (не)большую поляну. (4)(Ни,не)что (не)наруша..т т..шины.
(5)Вдруг хрус(?)нул снег под ч(?)ими(то) тяж..лыми ногами. (6)Это вышагива..т (дымчато)серый лось. (7)Пр..спокойно проб..рается к осинк.. и белогубой пастью хвата..т пахучую хвою.
(8)Пр..скакал беляк пр..строился под (не)высокой но ветвистой елкой. (9)Лось махнул головой и с треском обл..милась ветка. (10)Зайч..к оживился грациозно пр..поднялся на задних лапках. (11)А(п,пп)етитная веточ(?)ка пр..тягивает его. (12)Зайц.. всегда подб..рают за лосями первые побеги осин.
(13)Лось стоит среди блестящ..х от лу(н,нн)ого света снегов жует хвою а рядом зайч..нок грызет лоси(н,нн)ый подарок. (14)Гореч(?) осинк.. к..сому слаще сахара.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на во Почему беляк прискакал и пристроился под ёлкой?». Выберите один верный ответ.
Беляк наблюдал, как лось ломает ветки.
Беляк прискакал на полянку, освещенную луной.
Беляк прискакал, чтобы подбирать за лосем первые ветки осинки.
Б еляк испугался шума от шагов лося.
3 . Из предложений 5 – 7 выпишите слово, в котором есть орфограмма «Чередующаяся гласная в корне слова».
4 . Из предложений 8 – 10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения – «приближение»
5 . Из предложений 1 - 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных».
6 . Из предложений 10 –12 выпишите местоимение, определите разряд. Напишите ответ.
7 . Определите разряд прилагательного из предложения 11. Напишите ответ.
8 . Определите словообразования слова «вечерней» из предложения 1. Напишите ответ.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 8
Первый раз я увидела аквариум, когда мы были в гостях у дяди Саши. Это был огромный волшебный мир, который светился
каким-то невероятным светом. Я подошла к нему поближе и затаив дыхание стала наблюдать за его обитателями.
Рыбок было очень много. У каждой был свой неповторимый наряд и своя особая жизнь в этом водном царстве.
Небольшие серенькие сомики с забавными усиками что-то выискивали на дне аквариума, а над ними, как торпеды, проносились ярко-красные меченосцы с острыми копьевидными хвостиками. Важные вуалехвосты и золотые рыбки проплывали неторопливо, великодушно позволяя разглядывать их прелестные хвосты, похожие на пышные веера.
Все рыбки были просто великолепны, но мне особенно понравились неоны. Небольшими стайками они проплывали среди пышных зарослей водорослей и светились как волшебные фонарики.
Названия рыбок я узнала от дяди Саши, он с огромным удовольствием познакомил меня со всеми обитателями аквариума. Дядя рассказал мне, что в свободное время тоже очень любит наблюдать за рыбками.
Друзья дяди Саши знают о его увлечении и всегда привозят ему ракушки, красивые цветные камешки, которые украшают аквариум.
В этом году, когда мы отдыхали с папой и мамой на море, я нашла очень красивую ракушку и подарила ее дяде Саше. Теперь, когда он будет любоваться своим аквариумом, то обязательно увидит мою ракушку и вспомнит обо мне.
человек должен быть интеллигентен! а если у него профессия не требует интеллигентности? а если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? а если окружающая среда не позволяет? а если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
нет, нет и нет! интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. она нужна и для окружающих, и для самого человека.
это , важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только , но и умственно. в одной старой книге сказано: «чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. это мудро.
но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия.
многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
а между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще
интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и . а тренировка возможна и необходима в любых условиях.
что тренировка сил способствует долголетию – это понятно. гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
и доброта делают человека не только здоровым, но и красивым. да, именно красивым.
лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. социальный долг человека – быть интеллигентным. это долг и перед самим собой. это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).