Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:
1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).
2) Какова эмоциональная окраска предложения? (Восклицательное или невосклицательное).
3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).
Далее, если предложение простое:
4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).
5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).
6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)
7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.
Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.
4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?
5) Какой именно связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?
6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?
7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.
Мало ли, что можно делать в горах. Можно ходить по долтнам и наслаждаться величием окружающих гор, их скрытой силой. Можно послушать разговор горного ручейка, которы бежит с вершины горы. Можно напиться чистой родниковой воды, такой холодной, что заломит зубы. Но такой вкусной, которой вы нигде и никогда не попробуете, кроме как в горах. Вы можете взобраться на вершину. Уставшие, вы будете все равно чуствовать восхищение и испытывать ощущение, что покорили высоту. Можно посидеть около горного озера, вглядываться в застывшее отражение безмолвных гор и впитывать в себя окружающее вас спокойствие. Можно походить мо горным маршрута - легким или сложным . Тогда вы ближе познакомитесь с горами.
Но есть вещи, которых в горах делать ни в кое случае нельзя. Нигода. Это заког гор. Я не говорю о том, что нельзя кричать или китать камни по склону , можно вызвать обвал, а зимой лавину. Нужно быть аккуратным в грозу. Помнить, что в горах темнеет рано. Нельзя сходить с обозначенной тропы - вы можете не вернуться на нее, как бы легким , коротким и недалеким казался бы путь. И ни в коем случае нельзя. считать себя сильнее гор. Надо рассчитывать свои силы и не быть излишне самоуверенным. Горы за это наказывают. Они как живые. К горам надо относится с уважением . И тогда вам откроется невообразимо захватывающий и прекрасный кусочек планеты в полной красе. ω
1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).
2) Какова эмоциональная окраска предложения? (Восклицательное или невосклицательное).
3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).
Далее, если предложение простое:
4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).
5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).
6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)
7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.
Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.
4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?
5) Какой именно связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?
6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?
7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.
Разбирай)
Мало ли, что можно делать в горах. Можно ходить по долтнам и наслаждаться величием окружающих гор, их скрытой силой. Можно послушать разговор горного ручейка, которы бежит с вершины горы. Можно напиться чистой родниковой воды, такой холодной, что заломит зубы. Но такой вкусной, которой вы нигде и никогда не попробуете, кроме как в горах. Вы можете взобраться на вершину. Уставшие, вы будете все равно чуствовать восхищение и испытывать ощущение, что покорили высоту. Можно посидеть около горного озера, вглядываться в застывшее отражение безмолвных гор и впитывать в себя окружающее вас спокойствие. Можно походить мо горным маршрута - легким или сложным . Тогда вы ближе познакомитесь с горами.
Но есть вещи, которых в горах делать ни в кое случае нельзя. Нигода. Это заког гор. Я не говорю о том, что нельзя кричать или китать камни по склону , можно вызвать обвал, а зимой лавину. Нужно быть аккуратным в грозу. Помнить, что в горах темнеет рано. Нельзя сходить с обозначенной тропы - вы можете не вернуться на нее, как бы легким , коротким и недалеким казался бы путь. И ни в коем случае нельзя. считать себя сильнее гор. Надо рассчитывать свои силы и не быть излишне самоуверенным. Горы за это наказывают. Они как живые. К горам надо относится с уважением . И тогда вам откроется невообразимо захватывающий и прекрасный кусочек планеты в полной красе. ω