Мы наход_мся (в)одном из знам_нитых нац_ональных парк_в (т,Т)анзании. Гид об_щает п_казать нам самую не_бычную д_стопр_мечательн_сть этого парка «львов развеш_нных по дерев(?)ям».
Чере(с,з) несколько ки(лл,л)ометров мы п_падаем в разреже(н,нн)ую древесно(кустарник_вую) сава(н,нн)у с изящными силу(е,э)тами зонтич(?)ных акац_й по всему г_ризонту а (в)скоре мы зам_чаем дерево на ветвях которого (из)далека видны ж_лтые пятна. Под(?)ехав поближе мы с уд_влением ра(с,з)глядываем с_мейство львов ра_положившихся на о_дых в нижней части кроны. Ближе всех к нам оказалась крупная львица. (За)слышав шум м_тора она л_ниво пр_открывает один глаз на мгновение (на)правляет в нашу стор_ну уши но затем львица снова п_гружается в дремоту. (Не)много выше её «развесились» молодые двухлетние и трёхлетние львы (у них ещё не сош_л пятнистый рисунок на б_ках) а на сам_й тонкой ветви пр_строился симп_тичный молод_нький львён_к у которого яркие пятна по всему телу от ушей до кон(?)чиков лап. Ему почему(то) не спи(ться,тся) и он изучает нас пристальным взглядом соломенно(жёлтых) глаз.
Что заст_вляет этих грозных властит_лей сава(н,нн)ы забира(тся,ться) на деревья? Возможно в кронах акац_й львы ться,тся) от нестерпимой дн_вной жары может быть обилие их см_ртельных врагов слонов и буйвол_в вынуждает их спать как можно выше или же львы зал_зают на деревья потому что им это... нрави(ться,тся)?
(По А. Макееву)
Грамматическое задание
1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) используется в данном тексте. Отметьте слово, при которого соединено по смыслу шестое предложение с пятым. К какой части речи оно относится? Озаглавьте текст.
2. Найдите сложные предложения. Определите, какие виды связи в них использованы; определите разряды союзов. Отметьте союзные слова, напишите, к какой части речи они относятся. Определите виды придаточных предложений.
1.УБЕЖИЩЕ степной рыси - густой КУСТ или РАСЩЕЛИНА скалы.
Сущ. И.п. Сущ. И.п
[ - ]
2.Капли мёда словно жемчуг.
3.Всё сливалось в одну радостную мелодию: шум реки, стук дятла и крик селезней.
[ O: О, О и О ]
4.Ветер то стонет, то злится, то воет и ревёт.
[ то О, то О, то О и О ]
5.Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес.
[ О и О, О и О ]
6.Пасмурные дни миновали, и Марусе стало лучше.
[ ], и [ ]
7.Когда Лев спал, Мышь пробежала по его телу.
(Когда ), [ ].
8.Я спросил: « Папа, когда мы поедем на корт в следующий раз?»
А: «П ?» Папа - обращение
а) связаны сочинительными союзами (их надо выучить наизусть) ;
б) относительно равноправны по отношению друг к другу, от одной части к другой задать вопрос нельзя.
Сочинительный союз находится (кроме соединительных союзов тоже, также и противительного союза же) между частями ССП, например:
[Гремел гром] , и [дети испуганно вздрагивали] .
[Гремел гром] , но [дети ничуть не боялись] .
То [гремел гром] , то [ненадолго наступала тишина] .
Части сложноподчинённого предложения (СПП) :
а) связаны подчинительными союзами или союзными словами (относительными местоимениями и относительными наречиями – их тоже надо выучить наизусть) ;
б) неравноправны по отношению друг к другу, есть главное предложение и придаточное; от главного предложения или от какого-то слова в главном предложении к придаточному можно задать вопрос.
Подчинительный союз или союзное слово находится в придаточном предложении, а само придаточное предложение может стоять перед главным, внутри главного и после главного, например:
(Когда гремел гром) , [дети испуганно вздрагивали] .
[Дети, (когда гремел гром) , испуганно вздрагивали] .
[Дети испуганно вздрагивали] , (когда гремел гром) .
Во всех этих СПП от главного предложения к придаточному задаём вопрос когда? (Дети испуганно вздрагивали когда? )
На схемах в ССП части обозначаются квадратными скобками, а в СПП главное – квадратными, а придаточное – круглыми скобками.