На основе анализа предложенных кейсов определите причины возникновения конфликта, предложите варианты его решения Кейсы
Вариант 1
Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.
Но месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимание. Но вот однажды на уроке физики после отличного ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему готовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам – на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало все его планы. Но, желая смягчить обстановку, Саша добавил:
– Я не понимаю, какой смысл в таком докладе? Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности и знания, а им, он кивнул на класс, это ни к чему. Каждый может и должен искать сам…
Вариант 2
Мы ее очень любили. Она была терпеливой, доброй, понимающей, душевной, но безвольной. Мы чувствовали, понимали, что ей не хватает воли, что нужно более строгое отношение к нам, ученикам. В школе ее окрестили «размазней» (хотя это, наверное, жестоко по отношению к любимому учителю). Еще ее звали «нытиком». Видимо, дело было в складе характера, но нам ее поведение казалось ошибочным и неправильным. Учитель должен воспитывать в себе нужные качества. Когда мы плохо себя вели (почти всегда), она говорила: «Я не могу висеть над вами топором»; «Я отвалюсь как ком сухой грязи»; «Я не могу больше, я погибаю». Это произносилось чуть нараспев, с такой жалобной интонацией, что мы тут же, раскаявшись, затихали. Сначала было ее жалко, а потом, знаете, противно.
Так как порядка сама она не могла добиться, она выделила несколько учеников самых сильных, у кого в классе был авторитет. Этим ученикам она ставила незаслуженные отметки, не обращала внимание на некоторые их выходки. Одному ученику, Саше, достаточно было сказать два-три слова, чтобы получить пятерку. Саша и его друзья долго обеспечивали в классе относительный порядок, но потом все «восстали», заявили Сашиной компании, что они «шестерки». После этого на ее уроках в классе начался настоящий бедлам.
Вариант 3
Витя – впечатлительный мальчик. Однажды он получил тройку по любимому предмету – истории, очень огорчился и начал терять интерес к предмету. На собрании в классе он сидел одиноко и машинально раскладывал какие-то бумажки, думая о своей тройке.
– Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? – обрушился на него воспитатель. – Ты стал плохо вести себя…
– Ну и что ж! – вызывающе буркнул Витя.
– Как ты разговариваешь с воспитателем? Встань!
– А чего мне вставать? Я ничего не сделал...
– Ах так? Ну тогда выйди из класса!
– А я не пойду…
– Нет пойдешь…
– Не пойду! – уже с плачем крикнул Витя и стиснул руками края стула, на котором сидел. Воспитатель грубо вытолкнул Витю из помещения и не обратил внимание на неодобрительный шепот всех учеников. Одноклассники были на стороне Вити.
Возможные причины конфликта:
1. Недостаток внимания со стороны учителей к Саше после первых нескольких месяцев общения.
2. Предложение учителя о готовке доклада может показаться Саше лишним или ненужным, поскольку он считает, что его знания и возможности уже понятны учителю и классу.
3. Саша искренне верит в то, что каждый человек должен сам искать знания, поэтому может рассматривать предложение учителя как попытку ограничить его самоутверждение.
Возможные варианты решения конфликта:
1. Учитель может взять на себя ответственность и поговорить с Сашей в частном порядке, чтобы выяснить его точку зрения и объяснить, почему она предложила готовить доклад.
2. Возможно, учитель мог бы провести обсуждение в классе на тему самоорганизации и самооценки знаний. Это поможет Саше и классу лучше понять роль самостоятельного поиска знаний и преподнесения их другим людям.
3. Учитель может также предложить альтернативные способы представления знаний Сашей, которые лучше соответствуют его убеждениям и могут привлечь больший интерес класса.
Вариант 2:
Возможные причины конфликта:
1. Учитель не смог или не хотел создать достаточно строгий и справедливый порядок в классе, из-за чего он стал иметь проблемы с контролем поведения учеников.
2. Учитель выделял некоторым ученикам незаслуженные отметки и не обращал внимание на их негативное поведение, что могло вызвать недовольство остальных учеников.
3. Видимо, учитель не имел нужных навыков и качеств для эффективного управления классом и поддержки дисциплины.
Возможные варианты решения конфликта:
1. Учитель должен провести беседу с классом и выслушать их мнение, ожидания и предложения по поводу управления классом и поддержке дисциплины.
2. Учитель может обратиться к квалифицированным специалистам или коллегам, чтобы получить поддержку и совет по контролю поведения и созданию правильного классного климата.
3. Важно также провести обучение учителям, чтобы они могли развивать навыки управления классом и эффективного взаимодействия с учениками.
Вариант 3:
Возможные причины конфликта:
1. Учитель заметил, что Витя не прислушивается и не участвует в уроке, поэтому попытался привлечь его внимание, но сделал это резко и обидно для Вити.
2. Витя, возможно, почувствовал, что его плохое поведение обобщается на всю группу, и это вызвало его негативную реакцию.
3. Учитель мог неуместно использовать грубые и угрожающие фразы в обращении к Вите, что вызвало его оборонительную реакцию.
Возможные варианты решения конфликта:
1. Учитель должен подойти к Вите спокойно и обратиться к нему в приватном разговоре, чтобы выяснить причины его поведения и объяснить, что его действия могут повлиять на учебный процесс всего класса.
2. Учитель может предложить Вите альтернативы для перерыва на саморефлексию, чтобы помочь ему вспомнить или осознать свое неправильное поведение и его последствия.
3. Важно, чтобы учитель осознавал свою роль в конфликте и старался подойти к ученику с пониманием и терпением, помогая ему разобраться в своих действиях и развивая в нем ответственность и уважение к правилам класса.