На завтра надо, ! я не люблю определений и часто не готов к ним. но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. между совестью и честью есть одно существенное различие. совесть всегда исходит из
глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. совесть «грызет». совесть не бывает ложной. она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). но представления о чести бывают совершенно
ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. я имею в виду то, что называется «честью мундира». у нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской
чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. и внутри которого уже не бьется совестливое сердце. «честь мундира» заставляет
руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. примеров подобного отстаивания
«чести мундира» можно много. честь истинная – всегда в соответствии с совестью. честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души. (д.лихачёв. письма о добром и
прекрасном) напишите фрагмент сочинения-рассуждения по данному тексту, включающий общую характеристику темы и проблематики, выделение одной из проблем и ее развернутый комментарий.
В предложенном тексте Д.Лихачев рассуждает о таких общих понятиях, как совесть и честь и противопоставляет их в контексте их обыденного понимания.
Проблема, поднятая Лихачевым, действительно актуальна и стоит внимания. Автор подчеркивает, что, если совесть продолжает пониматься обществом как некий источник морали и нравственности в самом человеке, то стереотипы, делающие жизнь и деятельность "белых воротничков" механистичной и несколько отстраненной, придают понятию честь несколько искаженный смысл.
Я согласен с утверждением автора. С моей точки зрения, не только честь, но и любая другая морально-нравственная категория, лишенная глубокого понимания и превращенная во внешний атрибут лишается смысла и даже приобретает негативную окраску. Примеров тому можно вспомнить множество. Так, скажем, процесс Реформации в Европе позднего Средневековья шел именно потому, что католическая церковь, декларировавшая множество нравственных принципов, подавала в лице своих иерархов прямо противоположный пример поведения.
Поэтому я считаю, что самое главное в мировоззрении, "примерке" общечеловеческих ценностей на самого себя - умение их понять и прочувствовать.