Первые поэты на земле всегда пели свои произведения. Их называли аэды, сказители, баяны. Окуджава вернул поэзию к истокам, истинным ее началам. И оказалось, что этого ждала целая страна, огромная и многонациональная. Оказалось, что этот молодой человек с усиками, со своими тремя аккордами и слабеньким, совсем не певческим голосом, которым тянул под гитару свои стихи, так, ни о чем, о друзьях и дружбе, о муравьях, кузнечиках, войне и дорогах, о любви и доброте, стал пророком и мессией. То есть стал тем, кем изначально должен быть поэт.
У Окуджавы нет проблемы "поэт и чернь". Его талант изливается на всех, на весь мир, и в доброте своей он каждому угоден. Уже много лет вся страна поет, и ей пс надоедает:
Ваше благородие, госпожа удача, Для кого ты добрая, а кому иначе. Девять граммов в сердце Постой — не зови... Не везет мне в смерти, Повезет в любви.
Поводы для написания стихов у него на первый взгляд ничтожны и темы мелковаты по меркам нашего времени. Но оказалось, сказанное шепотом услышано всеми. В малом столько же божественного, как и в великом. Благодать разлита в мире. Уметь видеть ее — особое свойство таланта Булата Окуджавы. Стоит вспомнить "Божественную субботу, или Стихи о том, как нам с Зиновием Гердтом в одну из суббот некуда было торопиться":
Божественной субботы хлебнули мы глоток. От празднеств и работы Закрылись на замок. Ни суетная дама, Ни улиц мельтешня Нас не коснутся, Зяма, До середины дня.
Из мелочи, из глубоко интимного переживания вырастает прекрасное стихотворение.
Стихи Окуджавы хорошо поются и, видимо, будут петься всегда. Таково их внутреннее свойство. Они, как музыкальная шкатулка, содержат мелодию внутри себя. С ней они появляются на божий свет и с нею живут на нем. Для его песен не нужно нот, да и как отличить, где песня, а где стихотворение?
Множество строчек и отдельных фраз из поэзии Окуджавы ушло "в народ", навеки осело в нашем языке. В этом смысле Окуджаве повезло не меньше, чем Грибоедову.
Его стихи, состоящие из трогательных интонаций, простых образов и восхитительной грусти, врачевали душу народа. Что же такое его творчество? Авторская песня? Городской романс? Урбанизированная поэзия? Но к какому жанру отнести вот это:
У оврага кузнечик сгорает, Рифмы шепчет, амброзию пьет И худым локотком утирает Вдохновенья серебряный пот.
Или вот это:
В земные страсти вовлеченный, Я знаю, что из тьмы на свет Шагнет однажды ангел черный И крикнет, что нет.
Окуджава — это Чехов от поэзии. Он устремлен в настоящее, в "прекрасную обыденность" жизни. Он постоянно твердит нам, что красота существует в мире, ее нужно видеть во всем и ценить ее приметы. Я помню кадры с Окуджавой незадолго до смерти. Он так и не стал стариком:
Первые поэты на земле всегда пели свои произведения. Их называли аэды, сказители, баяны. Окуджава вернул поэзию к истокам, истинным ее началам. И оказалось, что этого ждала целая страна, огромная и многонациональная. Оказалось, что этот молодой человек с усиками, со своими тремя аккордами и слабеньким, совсем не певческим голосом, которым тянул под гитару свои стихи, так, ни о чем, о друзьях и дружбе, о муравьях, кузнечиках, войне и дорогах, о любви и доброте, стал пророком и мессией. То есть стал тем, кем изначально должен быть поэт.
Ваше благородие, госпожа удача,У Окуджавы нет проблемы "поэт и чернь". Его талант изливается на всех, на весь мир, и в доброте своей он каждому угоден. Уже много лет вся страна поет, и ей пс надоедает:
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце
Постой — не зови...
Не везет мне в смерти,
Повезет в любви.
Божественной субботы хлебнули мы глоток.Поводы для написания стихов у него на первый взгляд ничтожны и темы мелковаты по меркам нашего времени. Но оказалось, сказанное шепотом услышано всеми. В малом столько же божественного, как и в великом. Благодать разлита в мире. Уметь видеть ее — особое свойство таланта Булата Окуджавы. Стоит вспомнить "Божественную субботу, или Стихи о том, как нам с Зиновием Гердтом в одну из суббот некуда было торопиться":
От празднеств и работы
Закрылись на замок.
Ни суетная дама,
Ни улиц мельтешня
Нас не коснутся, Зяма,
До середины дня.
У оврага кузнечик сгорает,Из мелочи, из глубоко интимного переживания вырастает прекрасное стихотворение.
Стихи Окуджавы хорошо поются и, видимо, будут петься всегда. Таково их внутреннее свойство. Они, как музыкальная шкатулка, содержат мелодию внутри себя. С ней они появляются на божий свет и с нею живут на нем. Для его песен не нужно нот, да и как отличить, где песня, а где стихотворение?
Множество строчек и отдельных фраз из поэзии Окуджавы ушло "в народ", навеки осело в нашем языке. В этом смысле Окуджаве повезло не меньше, чем Грибоедову.
Его стихи, состоящие из трогательных интонаций, простых образов и восхитительной грусти, врачевали душу народа. Что же такое его творчество? Авторская песня? Городской романс? Урбанизированная поэзия? Но к какому жанру отнести вот это:
Рифмы шепчет, амброзию пьет
И худым локотком утирает
Вдохновенья серебряный пот.
В земные страсти вовлеченный,Или вот это:
Я знаю, что из тьмы на свет
Шагнет однажды ангел черный
И крикнет, что нет.
Кавалергарда век недолог,Окуджава — это Чехов от поэзии. Он устремлен в настоящее, в "прекрасную обыденность" жизни. Он постоянно твердит нам, что красота существует в мире, ее нужно видеть во всем и ценить ее приметы. Я помню кадры с Окуджавой незадолго до смерти. Он так и не стал стариком:
И потому так сладок он.