У каждого из нас была в детстве пора, когда мы зачитывались былинами, русскими сказками и дух захватывало от описаний побед над двенадцатиглавыми змеями и радостных пиров в честь богатырских подвигов в теремах, изукрашенных так, что скатный жемчуг1 и красное золото меркли в сравнении с их красотой. В сотнях сказок появляется лесная избушка на курьих ножках. Крикнет ей добрый молодец: «Стань к лесу задом, ко мне передом!» — и затопчутся курьи ножки, повернется изба в другую сторону. Читаешь сказки и былины и задумываешься: правда ли были на Руси такие избушки и многоцвет¬ные терема или их создала фантазия сказителя за¬одно с * живой» водой, скатертью-самобранкой и Змеем Горынычем? Оказывается, были. В Костромской области до наших дней дожила двухсотлетняя избушка «на курицах». Вместо фундамента подпирают ее по четырем углам огромные еловые пни, вросшие корнями в зем-лю. Пни эти с глянцевитыми гибкими корнями напоминают куриные ножки. Еще одна «куриная нога» с торчащими «пальцами» придавливает кры¬шу избушки. Это охлупень — бревно с обрубленны¬ми корнями, особенно фантастически вырисовываю¬щимися на северном послезакатном небе. Правда, редко теперь встретишь такую избу, а скоро их, быть может, совсем не останется. Разве что в музее подивиться черному от дождя и солнца могучему охлупню, спиленному с крыши. Не выдумки сказителя и терема, стены которых горят жаркими цветами, оплетены узорами из небы-валых растений. До сих пор поражает звонкая красота избяных росписей — настоящих оживших былин и сказок — в Архангельской области. Это великая художественная культура, покоящаяся на древнейших традициях. Конечно, и следа не осталось и не могло остаться от деревянных сооружений страны, покрытой дрему¬чими чащами. Пожары, набеги половцев, печенегов, войны стерли с лица земли почти все памятники деревянного зодчества языческой Руси. Даже на Се¬вере, лучше всего защищенном от войн и разорении, архитекторы и искусствоведы не находили изб стар¬ше двухсот-полутораста лет: их просто нет. О поэтическом, философском восприятии жизни русскими строителями говорят деревянные постройки Севера: красивые мельницы у холодных прозрачных рек, часовни, прижавшиеся к берегам озер, и резные столбики на погостах, словно вросшие в камни. Книг обо всех этих чудесах русского деревянного зодчества написано мало, а собственными глазами все это видели очень немногие. Заповедные деревни издавна привлекают тури¬стов. Кстати, перенос избы с места на место никогда не был диковиной для русских крестьян. Они подсовы¬вали под избы, рубленные из вековых деревьев, такие же могучие бревна, и изба буквально переез¬жала на новое место. И стояли эти избы с нависающими, как шапка, тя¬желыми крышами, с крыльцами, тоже рубленными из бревен, крепких, как железо, стояли еще долгие годы, из-за тяжести своей даже врастали в землю на два-три венца, но не разрушались. Патриотизм начинается с любви и уважения к то¬му, что завещено отцами, дедами, предками. Не только завоеваниями науки и покорением природы можно гордиться нам, но и великой культурой.
У каждого из нас была в детстве пора, когда мы зачитывались былинами, русскими сказками и дух захватывало от описаний побед над двенадцатиглавыми змеями и радостных пиров в честь богатырских подвигов в теремах, изукрашенных так, что скатный жемчуг1 и красное золото меркли в сравнении с их красотой. В сотнях сказок появляется лесная избушка на курьих ножках. Крикнет ей добрый молодец: «Стань к лесу задом, ко мне передом!» — и затопчутся курьи ножки, повернется изба в другую сторону. Читаешь сказки и былины и задумываешься: правда ли были на Руси такие избушки и многоцвет¬ные терема или их создала фантазия сказителя за¬одно с * живой» водой, скатертью-самобранкой и Змеем Горынычем? Оказывается, были. В Костромской области до наших дней дожила двухсотлетняя избушка «на курицах». Вместо фундамента подпирают ее по четырем углам огромные еловые пни, вросшие корнями в зем-лю. Пни эти с глянцевитыми гибкими корнями напоминают куриные ножки. Еще одна «куриная нога» с торчащими «пальцами» придавливает кры¬шу избушки. Это охлупень — бревно с обрубленны¬ми корнями, особенно фантастически вырисовываю¬щимися на северном послезакатном небе. Правда, редко теперь встретишь такую избу, а скоро их, быть может, совсем не останется. Разве что в музее подивиться черному от дождя и солнца могучему охлупню, спиленному с крыши. Не выдумки сказителя и терема, стены которых горят жаркими цветами, оплетены узорами из небы-валых растений. До сих пор поражает звонкая красота избяных росписей — настоящих оживших былин и сказок — в Архангельской области. Это великая художественная культура, покоящаяся на древнейших традициях. Конечно, и следа не осталось и не могло остаться от деревянных сооружений страны, покрытой дрему¬чими чащами. Пожары, набеги половцев, печенегов, войны стерли с лица земли почти все памятники деревянного зодчества языческой Руси. Даже на Се¬вере, лучше всего защищенном от войн и разорении, архитекторы и искусствоведы не находили изб стар¬ше двухсот-полутораста лет: их просто нет. О поэтическом, философском восприятии жизни русскими строителями говорят деревянные постройки Севера: красивые мельницы у холодных прозрачных рек, часовни, прижавшиеся к берегам озер, и резные столбики на погостах, словно вросшие в камни. Книг обо всех этих чудесах русского деревянного зодчества написано мало, а собственными глазами все это видели очень немногие. Заповедные деревни издавна привлекают тури¬стов. Кстати, перенос избы с места на место никогда не был диковиной для русских крестьян. Они подсовы¬вали под избы, рубленные из вековых деревьев, такие же могучие бревна, и изба буквально переез¬жала на новое место. И стояли эти избы с нависающими, как шапка, тя¬желыми крышами, с крыльцами, тоже рубленными из бревен, крепких, как железо, стояли еще долгие годы, из-за тяжести своей даже врастали в землю на два-три венца, но не разрушались. Патриотизм начинается с любви и уважения к то¬му, что завещено отцами, дедами, предками. Не только завоеваниями науки и покорением природы можно гордиться нам, но и великой культурой.