[ВСТУПЛЕНИЕ]Всесвятая Троице, Боже и содетелю всего мира! Поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да добрыми делы просвещен, на судище десныя ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю* Дионисия Ареопагита «О божественных именех»*, что есть Богу присносущные имена истинные, еже есть близостные, и что виновные, сиречь похвальные. Сия суть сущие: Сый, Свет, Истинна, Живот; только четыре свойственных, а виновных много; сия суть: Господь, Вседержитель, Непостижим, Неприступен, Трисиянен, Триипостасен, Царь славы, Непостоянен, Огнь, Дух, Бог и прочая по тому разумевай.Того ж Дионисия о истинне: «себе бо отвержение - истинны испадение есть, истинна бо сущее есть; аще бо истинна сущее есть, истинны испадение - сущаго отвержение есть; от сущаго же Бог и не может, и еже не быти - несть».Мы же речем: потеряли новолюбцы существо Божие испадением от истиннаго Господа, святаго и животворящаго Духа. По Дионисию: коли уж истинны испали, тут и сущаго отверглись. Бог же от существа своего и не может, и еже не быти - несть того в нем: присносущен истинный Бог наш. Лучше бы им в символе веры не глаголати Господа, виновнаго имени, а нежели истиннаго отсекати, в нем же существо Божие содержится.[Из послания Аввакума Алексею]Вото тебе, чадо мое возлюбленное, Алексей...* книга живота вечнаго*. Поминай мя в молитвах своих и старца не забывай Епифания: я писал, а он мне молитвами Над всем же сим благословит тя Господь, и Марью твою Пиминовну, и чад ваших, и снох, и внучаток, и сродников, и знаемых, и други, и другиня, и вся вас любящия. Еще же да будет всяк благословляли тя благословен, и проклинали тя - проклят. И да подаст ти Господь от влаги земныя и от росы небесных свыше*, и множа да умножит в дому твоем всяких красоты и благодати, и да ясте ветхая ветхих, и ветхая от лица новых изринете*, сиречь всего изообильно и с остатками; дай вам Господи и хлеба, и мяса, и ры(бы).., (текст обрывается) (л. 3 - 3 об.).АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621, с. Григорово "в Нижегороцких пределех" - 1682, Пустозерск) - протопоп, идеолог и один из вождей старообрядчества. Род. в семье священника. Рано потерял отца и воспитывался богомольной матерью. В 21 год рукоположен в дьяконы, через два года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. Аввакум обладал могучим даром проповедника. Но, ревностно исправляя нравы прихожан, вызвал всеобщее недовольство. Непрестанно спорил с начальством. Был не раз бит, преследуем и изгнан вместе с женой и малолетним сыном. Ища защиты, Аввакум отправился в Москву, где царский духовник Иван Неронов представил его царю. Получив поддержку в Москве, Аввакум вернулся в село, в разоренный дом, но был изгнан вторично. Поставлен протопопом в Юрьевец-Повольский, но через 8 недель был жестоко избит толпой за то, что унимал попов и баб от "блудни". В 1652 поступил священником в Казанский собор Москвы. Когда патриарх Никон стал проводить церковную реформу, Аввакум выступил против с "огнеопальною ревностью" ("До нас положено, лежи оно так во веки веков!"), за что был заключен в монастырь, а затем сослан с семьей в Тобольск, а оттуда в Даурию (Забайкалье), где от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей. В 1663 царь вызвал Аввакума в Москву, надеясь привлечь на свою сторону популярного противника, и после падения Никона протопопа встретили "яко ангела Божия". Емусулили должность царского духовника и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради "сладости века сего и телесныя радости". Убедившись в неуступчивости Аввакума, царь сослал его в Мезень. В 1666 на церковном соборе мятежного протопопа лишили сана и прокляли. В ответ Аввакум возгласил анафему архиереям. В 1667 он был отправлен в заточение в Пустозерск, в "место тундрявое, студеное и безлесное". 15 лет Аввакум прожил в срубе, в земляной тюрьме, где и написал около 70 произведений. Лишенный возможности учить и обличать, Аввакум обратился к лит-ре как единственно доступному борьбы. Движение "раскола" приобрело характер антифеодального протеста и имело много последователей. К ним и обращался Аввакум своими сочинениями. Он автор "Жития" - первого в рус. лит-ре опыта автобиографии, где живым разговорным языком описаны его судьба и Русь XVII в. Этот шедевр мировой лит-ры не раз переводился на европейские и восточные языки. Переживший Алексея Михайловича, Аввакум обратился к царю Федору Алексеевичу с дерзкой челобитной, в к-рой устрашал сына загробными муками отца за потворство никонианам. И "за великия на царский дом хулы" Аввакум был сожжен в срубе вместе с тремя другими узниками. Или вот
Или вот