Найдите историзмы, архаизмы, неологизмы в следующих отрывках. Объясните их значения. (В случае затруднений обращайтесь к словарю устаревших слов.)
Определите их стилистическую роль в тексте.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.
Наперснику богов не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой;
Его баюкают камены молодые
И с перстом на устах хранят его покой.
(А. С. Пушкин)
Деревья! К вам иду
От рева рыночного!
Вашими взмахами ввысь
Как сердце выдышано!
(М. Цветаева)
Неистолимою прохладой
Туда, где крапчатый лосось,
Где Чайка взреяла Элладой,
Влекусь я в моревую сквозь.
Девятнадцативешней впечатления жизни
несравненно новее,
Несравненно острее, чем готовому втретить
май тридцатой весны.
(И. Северянин)
Я с вами разлучен, деревья,
Кругом ненужный мне Париж,
А там, где вы, вдали кочевья,
Звенящих пчел улыбка девья
И солнце — праздник каждодневья,
Зеленовейность, воля, тишь.
(К. Бальмонт)
Каждый из нас задавался философским вопросом, а в чем же смысл жизни? Для чего мы живём? Лишь немногие приближались к истине и понимали, что смысл жизни для каждого свой: создать семью, сделать великое открытие, остаться в памяти и сердцах людей, самостоятельно чего-то достичь или же сделать что-то великое, чтобы оставить след в истории. Василий Александрович Сухомлинский в тексте «Для чего рождается человек?» поднимает проблему необходимости воспитания людей, как сохранения памяти о достижениях и жизни, как таковой. Автор рассуждает на тему проблемы, поднятой им в тексте, и приходит к выводу о том, что для того чтобы не потратить свою жизнь зря необходимо заниматься воспитанием своих наследников, которые пронесут память о вас сквозь года. Василий Сухомлинский убежден, что именно в этом и заключается наше бессмертие и потому приводит в пример сказку о Человеке-Пустоцвете, который всю жизнь пел и веселился, а когда пришел его сын и попросил показать отцовские достижения или сказать хотя бы мудрое слово, понял, что ему абсолютно нечем гордиться и «превратился он в траву-пустоцвет».
Оказавшись на корабле, космонавт был восхищен звёздным небом. (2)Копаясь в моторе, он никак не мог его не завести. (3)Посылая письмо, инопланетяне надеялись вскоре получить ответ от космонавта. (4) Космонавт веселился, когда читал письмо. (5) При составлении письма инопланетяне сделали много ошибок. (6)При проверке письмо оказалось ужасно безграмотным. (7)После учебы в школе, космонавт научился не делать грамматические ошибки (8)Закончив лётное училище, он был приглашен в отряд космонавтов Ему очень нравилось, что он стал космонавтом. А уж после знакомства с инопланетянами, он был счастлив.
Объяснение: