Работа по развитию речи учащихся - обязательная часть школьного курса русского языка. Эта работа многоаспектна. В частности, она предполагает последовательную подготовку к сочинениям различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников конкретного класса, специфики каждого жанра, взаимосвязи, отношений преемственности между жанрами в рамках программного обучения [8]. Необходимо различать понятия «жанр», «речевой жанр» и «жанр школьных сочинений». Первые два понятия являются лингвистическими, последнее принадлежит теории и практике обучения русскому языку. Традиционно для раскрытия содержания термина «жанр» в лингвистике используется определение, данное М.М. Бахтиным: «Жанром называется форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающийся на основе устойчивых, повторяющихся …моделей и структур в речевой ситуации» [6]. Под «речевым жанром» понимается «класс текстов, традиционно использующихся для достижения определенных коммуникативных целей общения в конкретных условиях общения» [9]. Жанром в методике преподавания русского языка называют разновидности самостоятельных высказываний (сочинений) учащихся. На начальном этапе обучения (5-6 классы) под «жанрами школьных сочинений» подразумеваются самостоятельные высказывания учащихся в соответствии с функционально-смысловыми типами речи, положенными в их основу [1]. Это сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения.В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.
Как-то раз, я шел по парку близ реки, и была в то время осень. Вокруг деревья стояли уже голые, будто кто-то их потряс, и листва вмиг опала . Идешь по парку и не замечаешь, как неумолимо бежит время, потому что вокруг царит волшебная и таинственная атмосфера. Вот промелькнула неугомонная синица, а вот и снегирь сидит на ветке. Зима близко... Он идет к нам, сметая весь праздничный наряд осени, дует холодным ветром, все вокруг леденеет. И река не исключение. Кое-где уже образовались льдинки, которые словно маленькие зеркальца плывут пот течению. Лужи тоже покрылись тонким покрывалом. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить. Вдруг пошел снег. Это еще одно предзнаменование скорой зимы, которая так и летит на своих холодных крыльях к нам в город. И скоро все улицы покроются белой пеленой снега... И каждое утро будет ядрено-стуженным... Зима идет, провожая за собой красавицу осень, одетую в свое праздничное золотое убранство.
Вот промелькнула неугомонная синица, а вот и снегирь сидит на ветке. Зима близко... Он идет к нам, сметая весь праздничный наряд осени, дует холодным ветром, все вокруг леденеет. И река не исключение. Кое-где уже образовались льдинки, которые словно маленькие зеркальца плывут пот течению. Лужи тоже покрылись тонким покрывалом. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить.
Вдруг пошел снег. Это еще одно предзнаменование скорой зимы, которая так и летит на своих холодных крыльях к нам в город. И скоро все улицы покроются белой пеленой снега... И каждое утро будет ядрено-стуженным... Зима идет, провожая за собой красавицу осень, одетую в свое праздничное золотое убранство.