не высоко взлететь, а низко; поступить не по-товарищески; вовсе не трудовые доходы; не веселый, а грустный вид; перейти не глубокую, но широкую реку; далеко не легкое дело; не коммерческое, а государственное предприятие.
2. Слитное написание не:
нелепый поступок, невысоко взлететь, почуять недоброе, неряшливый вид, вести себя непринужденно, нескладность фигуры, устать с непривычки, бормотать что-то невнятное, река была неширока, непротивление злу, сказать явную неправду, юноша крайне невежлив, ненавистный человек, недвижимость, несчастный случай, нетрудо , полный невежда в музыке, незамужняя дама, неизбежно, неприязненный, несовершеннолетние дети.
Был у матери единственный сын. Всем вокруг говорила, что для нее он свет в окошке. Женился он на девушке изумительной красоты, влюбившись в нее без памяти.
Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в дом, и начался ад кромешный. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Чтобы ноги ее в хате не было, посели её в сенях".
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духа матери не было в хате".
Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Жена как с цепи сорвалась, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Вышел из себя сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке".
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и : "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".
Заплакал в три ручья сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, понял, что пригрел змею на груди, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать.
Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
В.А.Сухомлинский
ЗД 1 Выделите ключевые слова.
Сын, женился, сноха, не взлюбила свекровь, мать, поселил в сенях, околдовала красота, убил мать, упал, ударился, материнское сердце встрепенулось, заплакал, материнская любовь, вершины курганов.
ЗД 2 Определите основную мысль текста, опираясь на ключевые слова.
Столь огромна была материнская любовь, столь всесильным и глубоким было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди.
ЗД 3 Найдите в тексте 7 фразеологизмов, объясните их значение. С какой целью автор использует их в тексте?
1.Свет в окошке- единственная радость, утешение, отрада;
2. Влюбившись в нее без памяти-очень сильно, страстно, до самозабвения влюбиться;
3. Ад кромешный- не выносимо тяжелая жизнь;
4. Как с цепи сорвалась- ведет себя агрессивно, перестает сдерживаться, потерять выдержку;
5. Вышел из себя - раздражаться, потерять самообладание;
6. Заплакал в три ручья - горько, долго и безудержно плакать;
7. Пригрел змею на груди – проявлять внимание и заботу к человеку, который в последствие платит неблагодарностью.
Автор использует фразеологизмы в тексте, чтобы придать живость и усилить выразительность, образность, эмоциональность. А также более ярко выразить отношение к героям, передать их чувства. 4. Составьте монолог на одну из предложенных тем, опираясь на схему или иллюстрации.
ЗД 4
1. «Роль материнской любви в жизни человека»
2. «Для чего нужна семья человеку?»
3. «Семья – самое дорогое, что есть у человека.
Монолог. «Роль материнской любви в жизни человека»
Самая сильная и самая преданная любовь-это любовь матери к своему ребенку.
И, неважно, сколько лет ребенку, мама любит его всегда. Она любит безгранично и бескорыстно, отдавая все, что есть в жизни.
Мама самый добрый и отзывчивый человек. Она отдает всю ласку и тепло своим детям. Она может угадать настроение своего ребенка, почувствовать его боль и обиду. Мама знает когда требуется и переживает всем сердцем за всё, что происходит у ее любимых детей.
1. Раздельное написание не:
не высоко взлететь, а низко; поступить не по-товарищески; вовсе не трудовые доходы; не веселый, а грустный вид; перейти не глубокую, но широкую реку; далеко не легкое дело; не коммерческое, а государственное предприятие.
2. Слитное написание не:
нелепый поступок, невысоко взлететь, почуять недоброе, неряшливый вид, вести себя непринужденно, нескладность фигуры, устать с непривычки, бормотать что-то невнятное, река была неширока, непротивление злу, сказать явную неправду, юноша крайне невежлив, ненавистный человек, недвижимость, несчастный случай, нетрудо , полный невежда в музыке, незамужняя дама, неизбежно, неприязненный, несовершеннолетние дети.
Объяснение:
Легенда о материнской любви
Был у матери единственный сын. Всем вокруг говорила, что для нее он свет в окошке. Женился он на девушке изумительной красоты, влюбившись в нее без памяти.
Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в дом, и начался ад кромешный. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Чтобы ноги ее в хате не было, посели её в сенях".
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духа матери не было в хате".
Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Жена как с цепи сорвалась, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Вышел из себя сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке".
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и : "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".
Заплакал в три ручья сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, понял, что пригрел змею на груди, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать.
Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
В.А.Сухомлинский
ЗД 1 Выделите ключевые слова.
Сын, женился, сноха, не взлюбила свекровь, мать, поселил в сенях, околдовала красота, убил мать, упал, ударился, материнское сердце встрепенулось, заплакал, материнская любовь, вершины курганов.
ЗД 2 Определите основную мысль текста, опираясь на ключевые слова.
Столь огромна была материнская любовь, столь всесильным и глубоким было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди.
ЗД 3 Найдите в тексте 7 фразеологизмов, объясните их значение. С какой целью автор использует их в тексте?
1.Свет в окошке- единственная радость, утешение, отрада;
2. Влюбившись в нее без памяти-очень сильно, страстно, до самозабвения влюбиться;
3. Ад кромешный- не выносимо тяжелая жизнь;
4. Как с цепи сорвалась- ведет себя агрессивно, перестает сдерживаться, потерять выдержку;
5. Вышел из себя - раздражаться, потерять самообладание;
6. Заплакал в три ручья - горько, долго и безудержно плакать;
7. Пригрел змею на груди – проявлять внимание и заботу к человеку, который в последствие платит неблагодарностью.
Автор использует фразеологизмы в тексте, чтобы придать живость и усилить выразительность, образность, эмоциональность. А также более ярко выразить отношение к героям, передать их чувства. 4. Составьте монолог на одну из предложенных тем, опираясь на схему или иллюстрации.
ЗД 4
1. «Роль материнской любви в жизни человека»
2. «Для чего нужна семья человеку?»
3. «Семья – самое дорогое, что есть у человека.
Монолог. «Роль материнской любви в жизни человека»
Самая сильная и самая преданная любовь-это любовь матери к своему ребенку.
И, неважно, сколько лет ребенку, мама любит его всегда. Она любит безгранично и бескорыстно, отдавая все, что есть в жизни.
Мама самый добрый и отзывчивый человек. Она отдает всю ласку и тепло своим детям. Она может угадать настроение своего ребенка, почувствовать его боль и обиду. Мама знает когда требуется и переживает всем сердцем за всё, что происходит у ее любимых детей.
Объяснение: