Найти средства выразительности.
когда, измучен жаждой счастья
и громом бедствий оглушен,
со взором, полным сладострастья,
в тебе последнего участья
искать страдалец обречен, —
не верь, суровый ангел бога,
тушить свой факел погоди.
о, как в страданьи веры много!
постой! безумная тревога
уснет в измученной груди.
придет пора — пора иная:
повеет жизни благодать,
и будет тот, кто, изнывая,
в тебе встречал предтечу рая,
перед тобою трепетать.
но кто не молит и не просит,
кому страданье не дано,
кто жизни злобно не поносит,
а молча, сознавая, носит
твое могучее зерно,
кто дышит с равным напряженьем, —
того, безмолвна, посети,
повея полным примиреньем,
ему предстань за сновиденьем
и тихо вежды опусти.
1. Рифмованный стих. Все строки текста имеют рифмованную структуру и подчиняются определенному ритму. Например, в первом стихотворном поэма есть рифма "счастья - оглушен", "сладострастья - обречен", а также соответствующая метрическая схема.
2. Антитеза. Данный прием заключается в противопоставлении двух противоположных понятий в тексте. Например, вторая и третья строки содержат антитезу "измучен жаждой счастья" и "громом бедствий оглушен".
3. Метафоры. Отличительной чертой данного фрагмента является применение метафор, которые помогают передать определенное настроение и образы. Например, "суровый ангел бога", "тушить свой факел погоди", "постой! безумная тревога", "искусать измученную грудь". Все эти метафоры описывают состояние героя и его переживания.
4. Фигура речи эпифора. Эпифора — это повторение одного и того же слова в конце нескольких строк или стихов. В данном фрагменте такое повторение присутствует в третьей и седьмой строках, где в конце употребляется слово "обречен".
5. Олицетворение. В тексте присутствует олицетворение, когда безжизненные предметы или абстрактные понятия обретают живые качества. Например, "суровый ангел бога" и "твое могучее зерно". Эти олицетворения усиливают эмоциональную нагрузку стихотворения.
6. Эллипсис. В тексте примеры эллипсиса не наблюдаются, но стоит отметить, что данное стихотворение воспроизводит не полные предложения, а скомканные фразы, что придает ему особую экспрессивность и напряженность.
7. Риторический вопрос. В тексте присутствует вопрос, на который ответ уже предсказуем, но он задается с целью вызвать эмоциональную реакцию у читателя и усилить глубину мысли. Например, "не верь, суровый ангел бога, тушить свой факел погоди?"
8. Повторение. Различные фразы и выражения повторяются в тексте для создания эмоциональной и стилистической целостности. Например, "измучен жаждой счастья", "постой! безумная тревога", "придет пора - пора иная".
Таким образом, данный фрагмент текста содержит много различных средств выразительности, которые помогают передать настроение, эмоции и образы. Использование рифмы, антитезы, метафор, эпифоры, олицетворения, риторического вопроса и повторений делает текст более ярким и запоминающимся для читателя. Все это помогает создать эмоциональную глубину и выразить смысл стихотворения.