Однажды на уроке, а было это в далёком 1972 году, учительница читала нам очень интересную книгу. Была суббота, в это время обычно проводился урок внеклассного чтения. Мы, первоклассники, внимательно её слушали: никто не вертелся и не шумел.Вдруг, к сожалению, за давностью лет подробности вспомнить я не могу, раздался какой-то стон. Учительница оторвалась от книги и внимательно на нас посмотрела.То, что она увидела, её очень испугало: один из мальчиков (я не буду называть его имени.) зачем-то засунул голову в парту! Учительница подошла к нему и начала ему голову вытаскивать. Сначала у неё ничего не получалось, она уже хотела бежать к учителю труда. чтобы он распилил парту. Мы с интересом наблюдали за тем, как же всё закончится. Детям ведь невдомёк, что учитель отвечает за жизнь и здоровье учеников на уроке. Если бы с мальчиком что-нибудь случилось, у учительницы были бы серьёзные проблемы.К счастью, всё закончилось благополучно: наш одноклассник сам вытащил голову из парты.Этот случай потом долго обсуждали в школе.
признак действия,
признак другого признака,
реже признак предмета.
Чаще всего наречия относятся к глаголу и обозначают
признак действия:
стоять насмерть, говорить взволнованно, очень интересуется.
Примыкая к прилагательным, причастиям и наречиям обозначают
признак признака:
очень интересная книга, ярко освещённая гостиная,
очень интересно рассказывает.
Признак предмета наречия обозначают в редких случаях, т.к. могут
сочетаться лишь с некоторыми существительными:
чтение вслух, глаза навыкате, совсем дитя.
В предложении наречие чаще всего выполняет функцию
обстоятельства (если наречие относится к глаголу, прилагательному,
другому наречию):
Женщина рассмеялась и пошла (куда?) вниз.
Реже, если наречие относится к существительному, оно является
определением:
Его ухо уловило женский смех, быстрые и бойкие шаги (какие?) вниз.
Особую группу наречий составляют слова, которые не называют
признак, а лишь указывают на него. Это местоименные наречия.
Они делятся на следующие группы:
указательные – здесь, там, тут, туда, тогда и др.;
неопределённые – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.;
вопросительные – где, куда, когда, зачем и др.;
отрицательные – нигде, никуда, негде и др.
По значению наречия делятся на два больших разряда:
обстоятельственные и определительные.
К обстоятельственным относятся:
наречия времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?)
всегда помнить, издавна известный, гулять дотемна, долго готовится;
наречия места (где? куда? откуда?)
идти впереди, отправить туда, приехать издалека;
наречия причины (почему? отчего?)
ударить сгоряча, герой поневоле;
наречия цели (зачем? для чего? c какой целью?)
уронить нарочно, сказать в насмешку, встретиться специально;
К определительным относятся:
наречия меры и степени (сколько? на сколько? во сколько?
в какой степени? в какой мере?)
много работать, вдвое быстрее, слишком громко, чуть-чуть поднять;
наречия образа и действия (показывают каким образом
или совершается действие)
идти пешком, разбить вдребезги, смотреть исподлобья;
качественные наречия (обозначают качество действия или признака)
смело ответить, быстро приехать,
кое-как сделать, трепетно мерцающая звезда.