«проводы ополчения» - это одна из трех картин, так называемого триптиха, ю. ракши, которые он объединил общим названием «поле куликово» . юрий ракша – художник 20 века. в картинах он изображал своих современников, «принадлежал времени» , как сам он считал. даже в полотнах, посвященных прошлому нашей страны, явно проглядывает современность. работая над триптихом «поле куликово» , ракша думал о том, что среди героев его картин могли находиться его друзья, если бы сражение происходило в наше время. поэтому один из героев картины – это василий шукшин, а в окружении дмитрия донского есть и герой с лицом автора произведения. на картине «проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на битву. воины изображены на заднем плане картины. они как будто покрыты туманом. а центральное место на полотне занимают именно провожающие. это женщины, дети и старики. общая беда объединила и простолюдинов, и знать. вот стоит беременная женщина, обнимая за плечо мальчика. ее одежда, украшения на голове говорят о ее высоком происхождении. а рядом с ней сидит простая крестьянка. в горе она забыла покрыть свои волосы. так и опустилась на землю простоволосая. лицо ее выражает страдание: вернется ли ее муж-кормилец. рядом с ней на корточках примостилась ее дочь. за ними стоит чья-то мать. не первый раз уже, наверно, она провожает на битву своих близких. она не плачет, не стенает. ее лицо просто застыло от горя и переживаний. юная девушка рядом с ней молится, просит бога защитить в бою любимых ею людей. а старец кричит свой последний наказ уходящим воинам. еще одна женщина без слез, без крика прижала к своей груди маленького сына. быть может, и его когда-нибудь благословит мать на ратный подвиг во имя отечества. провожающие полны горя и страшных дум – а вернутся ли живыми те, кто уходит сегодня защищать родную землю. но ни взглядом, ни одним движением не пытаются они удержать мужей, отцов, любимых. ведь воины идут защищать родной дом, родную землю от врагов. а им остается лишь благословить на битву и ждать их победного возвращения домой.
Портрет написан французским живописцем жан-марком натье в 1777 году. жан-марк родился в семье художников. его родители и даже старший брат этим зарабатывали на жизнь. трудно было представить, чтобы мальчик занялся чем-то другим, кроме живописи. первые уроки он получил от своего отца марка. позднее стал посещать парижскую королевскую академию, где в пятнадцатилетнем возрасте удостоился первого художественного приза. натье путешествовал по голландии. в встретился с петром i. там и получил от царя заказ на два портрета (его и императрицы екатерины). так-же для петра были написаны картины "полтавская баталия" и " битва при лесной". на них художник запечатлел знаменательные события северной войны. картины были в россию уже после смерти царя.может это подойдет: на парадном портрете петр i изображен в доспехах. на груди звезда, знак ордена святого андрея первозванного и голубая андреевская лента. вид петра торжественен и несколько театрализован. художник идеализировал образ самодержца. портрет яркий, праздничный, качественно выполненный и является безусловным шедевром в творчестве великого мастера жана-марка натье. хранится портрет в мюнхене в музее резиденции.