О РОСКОШИ (1) Поговорим о роскоши. (2) Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3) По улицам мчатся роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкновенные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (4) Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой архитектуры — кто в них живёт? (5) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (6) Почему не я, почему мне всё это недоступно?
(7) Вы никогда так не думали? (8) Ни разу? (9) Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно завидовать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (10) «Вот бы и мне!»
(11) Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (12) И так всё время. (13) «Вот бы и мне, вот бы и мне», — мечтают они, и постепенно своя, обыкновенная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (14) Они не любят себя самих, люди вокруг кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их сердца, точит душу унылая мысль: (15) «Вот бы и мне...»
(16) Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной плоскости: все делятся на бедных и богатых. (17) Ничего другого они не видят. (18) Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, сильных — есть только бедные и богатые.
(19) Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисованном мире! (20) Так страшно жить в постоянной чёрной зависти, в тоскливых и пустых мечтах! (21) Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты!
(22) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то ненадолго — на одно мгновение. (23) Потом становится она привычной и больше не привлекает. (24) Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обычной жизнью. (25) Иных судьба возносит, и они добиваются богатства. (26) Сначала они упиваются роскошью, потом привыкают к ней — и получается, что, в общем-то, все равны, (27) Роскошь сама по себе радости не приносит.
(28) Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами?
(29) Будем ценить свою жизнь. (30) Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто живёт хуже нас с вами, - ему кажется, что мы живём в роскоши.
(По С. Соловейчику*)
* Соловейчик Симон Львович (1930-1996) - российский публицист, педагог и философ.
Проведите анализ содержательной стороны текста:
1)тип речи
2)тема
3)проблема
4)основная мысль
5)идея
На основе анализа напишите сочинение-рассуждение (70-100 слов) на тему «О чём заставил меня задуматься автор текста».
За стенами дома бЕсился ветер.(4) В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех.
мЕтель к вечеру ра(e/з)ходилась ещё силЬнее. Снаружи кто-то яросТно брОсал в
стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий(2) лес рЕптал и гудел с непре-
рывной, глухой угрозой.
Ветер забрался в пустые комнаты и в печОные (3) трубы. Полуразвалившийся
старый дом вдруг ожИвлялся страшными звуками, к которым я прИслушивался с
невольной трЕвогой. Вот точно вздОхнуло что-то в белой зале вздОхнуло глубоко,
прЕрывисто, пЕчально. Вот захОдили и заскрЕпели где-то дАлеко высохшие гнилые
половицы под чьими-то тяжёлыми и беСшумными шагами. Слышу, что в кори-
доре кто-то осторожно и настойчиво нажИмает на дверную ручку. Потом кто-то
мчится по всему дому, бешено потрясает всеми ставнями и дверьми. Или скулит жа-
добно скучно и непрерывно.
11. Пример с ошибкой в образовании формы слова.
3) РАЗОЖГЕТ огонь (разожжёт)
12. НЕВЕРНО поставлено в слове:
жАлюзи (жалюзИ)
13. Предложение с грамматической ошибкой:
3) В «Лесном царе» присутствуют черты фольклорного сюжета.
(неверное употребление несогласованного приложения)
14. В таком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква (выделен):
1) понАстроили, прАславяне, зАписать;
2) прЕгрешение, прЕвосходство, прИбегнуть;
3) подЫскать, межИгровой, безЫскровой;
4) раСкодировать, Сгорбиться, иЗдревле.
15.В таком предложении НЕ со словом пишется слитно:
1) На складе им недодали гвоздей и шурупов.