Он вступил и темные широкие сени, от которых подуло
холодом, как на погреба. Из сеней он повал в комнату, тоже
темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под
широкой щели, находившейся внизу. Отворивши эту дверь.
он, наконец, очутился в свету и был поражен представшим
беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье
полон и сюда нагромоздили на время всю мебель. На одном
столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы
остановившимся маятником. к которому паук уже приладил
паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с
старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором.
На бюро, выложенном перламутровой мозаикой, которая
местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие
желобики, наполненные клеем, лежало множество всякой
же
всячины: куча исписанных мелко бумажек, закрытых мра-
вся
морным повеленевшим прессом, с личком наверху, какая-то
старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом,
лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, от-
ломленная ручка кресел, рюмка какой-то жидкостью и тремя
мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-
то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высох,
как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою
хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия
на Москву французов.
В углу комнаты была навалена на полу куча того, что
погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно
находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было
и таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились
похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда
отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва
сапога.
1. какова мысль является основной и данном тесте?
2. Можно ли говорить о завершенности текста?обоснуйте свой мнение.
3. С какой целью разделен на 2 абзаца? Какова
го абзаца?
4. Определите позицию автора текста. Что он хотел сказать
этом отрывке?
5. Выпишите незнакомые слова, определите их значение
словарю, составьте с ними предложения.
6. Озаглавьте текст и объясните свой выбор.
7вспомните элементы композиции.какой элемент преобладает в данном отрывке?
8 какое новое значение приобрело в нашем понимании изображение помещении?
9.Найдите в тексте тропы, определите их
10. Каким вы представляете хозяина дома? Какие летели ха-
рактеризуют его?
11. Какие изобразительно-выразительные средства непользова-
кы в данном отрывке?
12. Опишите комнату герон своими словами, составив
рассказа из нескольких предложений.
Тестирование.
1. Найти и записать предложение с причастием.
А) Садовая дорожка манит окунуться в прохладу тенистых яблонь.
Б) Тающая льдинка превращалась в капельку.
В) Артисты порадовали зрителей.
ответ: Б.
2. Найти и записать предложение со страдательным причастием.
А) В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну.
Б) Дождь, ливший с утра, наконец-то утих.
В) Глубокая колея, вся засыпанная пожухлыми листьями, к утру покрылась тонким ледком.
ответ: В.
3. Найти и записать действительные причастия настоящего времени. (Здесь несколько вариантов)
А) составленный;
Б) читающий;
В) шагающий;
Г) услышанный;
Д) называемый;
Е) погруженный;
Ж) несущий;
З) оторванный;
И) видящий;
К) успевающий;
ответ: Б, В, Д, Ж, И, К.
4. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:
А) строить; ( действительное причастие наст. вр. -строящий)
Б) кормят; (действительное причастие наст. вр., - кормящий)
В) гонишься; (действительное причастие наст.вр., - гонящийся)
Г) выйти. (действительное причастие наст.вр., - отсутствует)
ответ: Г.
5. Найти и записать предложение с кратким причастием:
А) Это была незабываемая встреча.
Б) В заброшенном саду было уныло.
В) План был полностью выполнен.
ответ: В.
6. Найти и записать слово с суффиксом -ИМ-.
А) согреваЕМый
Б) решаЕМый
В) движИМый
Г) колеблЕМый
ответ: В.
7. Найти и записать слово, в котором пишется буква -е-:
А) зависИмый;
Б) видИмый;
В) решаЕмый;
Г) движИмый.
8. Найти и записать слово в котором пишется буква -я-:
А) приближаЮщийся;
Б) клеЯщий;
В) клокочУщий;
Г) колЮщий.
ответ: Б.
9. Найти и записать слово, в котором пишется буква -ю-:
А) строЯщийся;
Б) рокочУщий;
В) брезжАщий;
Г) стелЮщийся.
ответ: Г.
10. В каком ряду перед -Н- и -НН- пишется Е? Запишите этот ряд.
А) некошЕная трава, отчаЯнный поступок, расстрелЯнные (патроны)
Б) ветрЕный (день), ветрЯная (мельница), услышАна
В) занавешЕнный, подклеЕнный, скошЕнный.
ответ: В.
нет
Объяснение:
Если есть невежда, то должен быть и вежда, не так ли? По крайней мере, хотелось бы так думать. И самое интересное - слово вежда действительно существует! Но к невежде оно не имеет никакого отношения.
Невежда. Человек, несведущий в какой-либо области, неуч, малообразованный человек - вот кто такой невежда, по определению словарей. "Невежда в физике, а в музыке знаток", - писал И.А. Крылов. У него же в другой басне находим: "Невежда в ослепленье// Бранит науки и ученье// И все ученые труды,// Не чувствуя, что он вкушает их плоды". То есть невежда - это прежде всего несведущий, незнающий. Неудивительно, что происходит это слово от глагола ведать, т. е. "знать". По происхождению оно старославянское - в отличие от слова невежа, которое было когда-то его прямым и очень близким родственником. Да что там, невежда и невежа попросту были двумя формами одного слова: невежа в древнерусском языке, невежда в церковнославянском!
Но потом, со временем, пути их разошлись, в современных толковых словарях у каждого из них своя "ячейка": если невежда - это неуч, то невежа - это грубый, невоспитанный человек, тот, кто не умеет себя вести. Другое дело, что невежественным мы можем назвать как малообразованного, так и малокультурного человека (то есть и невежу, и невежду). И под невежеством можем понимать как отсутствие знаний (свойство невежды), так и невежливое поведение (свойство невежи)...
Ах, как заманчиво приблизить к этому семейству схожих слов еще и вежду! Но нет, не получается. Удивительным стоит признать уже и то, что это слово (вежда, вежды) есть в современном Толковом словаре русского языка - правда, там рядом с ним стоит помета устарелое. Слово, которое вообще употребляется крайне редко, да и то в основном в поэтической речи, еще реже можно найти в единственном числе. Вежды - это веки, вежда (единственное число) - глазное веко. "Сомкнуть вежды" значит попросту "закрыть глаза".
Вежда, вежды - это старое книжное заимствование из старославянского языка. Еще Словарь Академии Российской приводил слово вежды с пометой славянское, а такая помета указывает и на происхождение, и на употребление его исключительно в высоком стиле. В некоторых древнерусских памятниках встречается и русская форма слова - вежа (веко, глаз, бровь). А вот что касается истоков вежды и невежды (невежи)... Не исключено, что они все-таки общие, но в очень далеком Лингвисты возводят вежду к общеславянскому *vedja (от *vedeti, что значило "ведать"). Но ведь тот же предок и у слова невежда...