Армянскому костюму столько же лет, сколько этносу — почти три тысячи. С тех пор, под влиянием истории и назойливых гостей, национальное одеяние модифицировалось и трансформировалось, но основа до сих пор неизменна. Она состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при широкой обмотки. Поверх рубашки издревле носили архалух (тип длинного сюртука). Сверху надевали чухи (черкески), подпоясывали поясом или (чаще женщины) длинным шарфом. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. А теперь — чуть подробнее. Мужской костюм
Основные элементы армянского мужского костюма: плечевой (рубахи, кафтаны, шубы) и поясной (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служил хлопок, но жители Западной Армении любили шерсть ангорской козы. Фантазия армянских дизайнеров разыгрывалась, прежде всего, при создании верхней распашной одежды типа кафтан. Традиционной одеждой была и черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жару. Наши любили также бурку, носили ее внакидку зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Самым популярным головным убором были меховые шапки различной формы, которые шили из шкурок ягнят или из дорогого бухарского каракуля.
Текемет делается следующим образом. Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета. при обработке узор вваливается.
Центральное поле казахских ковров текеметов обычно строится из квадратных или ромбических розеток, заполненных узорами: бараньи рога - кошкар муйиз, бутон - терме гуль, треугольными фигурами - тумарша и отделяется от борюров линиями - аралык гуль. Техника изготовления казахских ковров текеметов восходит ко времени кипчаков. Кипчакские традиции в ковроделии сохранились не только у казахов, но и у народов Северного Кавказа: кумыков, карачайцев, черкесов, ногайцев.
Казахский ковер. Сырмак.
Другой вид войлочного казахского ковра - сырмак. Сырмак сшивается из выкроенных узорных фигур обычно белого и черного войлока. Прочность изделия достигается простегиванием узорного слоя вместе с войлочной подкладкой по всей их площади. Войлочный узор произодит приятную нюансировку тонов. В тех случаях когда для маскировки швов, последнии обводятся цветным шнурком, коврик приобретает вид большей нарядности. Орнаментальная композиция сырмака, как и в текемете, составляется из розеток в виде квадрата или ромба, обрамленного линией, внутри них вписаны крестовины с завитками парных рогов барана по углам. Границы между розетками и бордюрами оформляются шнуровой линией. Цвет шнура на казахском ковре сырмаке - малиновый, красный, черный, коричневый, желтый, серый, голубой, белый.
Разновидностью сырмака является войлочный ковер, который называется битпес- неосуществимый, несотворимый, недостижимый - передает сложный характер орнамента.
Квадраты и ромбы с боковыми узорами в виде спиралей, бутонов выполняются наложением шнура из разноцветных шерстяных нитей. Для изготовления такого ковра требовалось немало трудолюбия и терпения.
Армянскому костюму столько же лет, сколько этносу —
почти три тысячи. С тех пор, под влиянием истории и назойливых гостей,
национальное одеяние модифицировалось и трансформировалось, но основа до
сих пор неизменна. Она состоит из рубашки с низким воротом и широких
шаровар. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у
мужчин держатся при широкой обмотки. Поверх рубашки издревле
носили архалух (тип длинного сюртука). Сверху надевали чухи (черкески),
подпоясывали поясом или (чаще женщины) длинным шарфом. Дамы носили
расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные
и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с
различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были
туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. А
теперь — чуть подробнее.
Мужской костюм
Основные
элементы армянского мужского костюма: плечевой (рубахи, кафтаны, шубы) и
поясной (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту.
Материалом повсеместно служил хлопок, но жители Западной Армении любили
шерсть ангорской козы. Фантазия армянских дизайнеров разыгрывалась,
прежде всего, при создании верхней распашной одежды типа кафтан.
Традиционной одеждой была и черкеска, которую надевали поверх рубахи и
кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте
даже в жару. Наши любили также бурку, носили ее внакидку зимой и летом,
защищаясь от дождя, ветра и холода. Самым популярным головным убором
были меховые шапки различной формы, которые шили из шкурок ягнят или из
дорогого бухарского каракуля.
Текемет делается следующим образом. Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета. при обработке узор вваливается.
Центральное поле казахских ковров текеметов обычно строится из квадратных или ромбических розеток, заполненных узорами: бараньи рога - кошкар муйиз, бутон - терме гуль, треугольными фигурами - тумарша и отделяется от борюров линиями - аралык гуль. Техника изготовления казахских ковров текеметов восходит ко времени кипчаков. Кипчакские традиции в ковроделии сохранились не только у казахов, но и у народов Северного Кавказа: кумыков, карачайцев, черкесов, ногайцев.
Казахский ковер. Сырмак.Другой вид войлочного казахского ковра - сырмак. Сырмак сшивается из выкроенных узорных фигур обычно белого и черного войлока. Прочность изделия достигается простегиванием узорного слоя вместе с войлочной подкладкой по всей их площади. Войлочный узор произодит приятную нюансировку тонов. В тех случаях когда для маскировки швов, последнии обводятся цветным шнурком, коврик приобретает вид большей нарядности. Орнаментальная композиция сырмака, как и в текемете, составляется из розеток в виде квадрата или ромба, обрамленного линией, внутри них вписаны крестовины с завитками парных рогов барана по углам. Границы между розетками и бордюрами оформляются шнуровой линией. Цвет шнура на казахском ковре сырмаке - малиновый, красный, черный, коричневый, желтый, серый, голубой, белый.
Разновидностью сырмака является войлочный ковер, который называется битпес- неосуществимый, несотворимый, недостижимый - передает сложный характер орнамента.
Квадраты и ромбы с боковыми узорами в виде спиралей, бутонов выполняются наложением шнура из разноцветных шерстяных нитей. Для изготовления такого ковра требовалось немало трудолюбия и терпения.