Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14.
В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячО и в воздухе свежО, ребята во главе со стажЁром провели в старом саду борьбу с листожОром на грушЕвых и алычОвых деревьях. В камышОвом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчОнка, из-под пиджака выглядывает холщОвая рубашОнка, на шее кумачОвый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щЁтки и трещОтки, затем угощает всех спелым крыжОвником. А ребята предлагают ему шОколадки.
(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)
Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежОнка и научил его танцЕвать. Подражая , он выступает то в роли танцора, то дирижЁра. Затем мы ставим вместо стола бочОнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушЁнку, сгущЁнку, пирожки с печЁнкой, копчЁности. ДевчОнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчОнок. УвлечЁнные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
ответ:Быч_Ок, боч_Онок, ноч_Ёвка, бумаж_Онка, плющ_Ом, копч_Ёности, нож_Овка, напряж_Ённый, внуч_Ок, гараж_Ом, раскрепощ_Ённый, печ_Ёнка, сгущ_Ёнка, девч_Онка, протяж_Ённый, свеч_Ой, ж_Онглер, ж_Ёлуди, переш_Ёл, жЁрдочка.
Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14.
В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячО и в воздухе свежО, ребята во главе со стажЁром провели в старом саду борьбу с листожОром на грушЕвых и алычОвых деревьях. В камышОвом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчОнка, из-под пиджака выглядывает холщОвая рубашОнка, на шее кумачОвый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щЁтки и трещОтки, затем угощает всех спелым крыжОвником. А ребята предлагают ему шОколадки.
(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)
Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежОнка и научил его танцЕвать. Подражая , он выступает то в роли танцора, то дирижЁра. Затем мы ставим вместо стола бочОнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушЁнку, сгущЁнку, пирожки с печЁнкой, копчЁности. ДевчОнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчОнок. УвлечЁнные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Объяснение:
1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах.
2) Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями.
3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было.
4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
5) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.
6) Ласточки пропали, а вчера с зарей все грачи летали да, как сеть, мелькали вон над той горой.
7) Пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок.
8) Сделалась такая метель, что он ничего не видел.
9) Изредка поздней осенью выдаются такие дни, когда теплый туман лежит до самого вечера.
10) Каюткин говорил с Улей так бережно, будто огонек держал в ладонях.