Самара – один из старейших и красивейших городов среднего Поволжья. Он славится своими культурными традициями. Издревле мастерство самарских умельцев развивалось по четырем направлениям:
обработка дерева: резьба, плетение из лозы, изготовление и роспись деревянных изделий быта;гончарное ремесло: посуда и игрушка из глины;обработка металла: изготовление прикладных изделий;ткачество: цветное ткачество, вязание, бело- и золотошвейное мастерство, плетение кружев.
Я хочу рассказать вам о промысле, пришедшем в самарскую губернию издалека, полюбившемся русским мастерицам, едва не исчезнувшем, но восстановленном силами простой русской умелицы.
На ярмарках народных ремесел Самары можно встретить редчайшее кружево, носящее европейское название филе-гипюр. Эту технику вышивки по канве привез из Голландии сам Петр 1, подивившись мастерству монашек. Он вывез с собой несколько послушниц, которые обучили ремеслу русских монахинь Иверского женского монастыря. Оттуда и пошла вышивка филе-гипюр, ставшая в России льняной.
Филе – это сетка, изначально похожая на рыбацкую. По ней мастерицы шелком, льном, хлопком вышивают узоры, наполняя ячейки геометрическим или цветочным орнаментом. Дело это очень кропотливое, трудоемкое и долгое. Сначала челноком плетется сеть-канва, потом она заполняется узорами. На ярмарках кружевные накидки, постельное белье, воротники и другие детали костюма, выполненные иверскими монахинями, ценились на вес золота. Их работы увозились в Европу, где мастерство с годами угасло.
В ХХ промысел мог угаснуть и в России в период войн и революций. Но нашлась истинная любительница вышивки коммунистка-просветитель Н.А. Тазова. Еще в детстве она училась в монастыре искусству филе-гипюра и смогла возродить традиции. Она обучила мастериц, создав свою школу. Под ее руководством было собрано множество образцов вышивки, издано несколько книг по истории и теории промысла. Сегодня все это бережно хранится в Самарском краеведческом музее.
Одной из учениц Тазовой стала Ольга Якунина. Увлеченная вышивкой с детства, она основала мастерскую «Лада», в которой сегодня женщины и девочки обучаются самарскому промыслу, шьют работы для выставок и на заказ. Их изделия, принявшие участие в международных выставках традиционных ремесел, стали творческой визитной карточкой Самары.
Кажется, что все просто. Но работать по канве очень сложно: нужно не дать провиснуть нити, не перетянуть вышитый фрагмент, не растрепать канву. Многие швы знакомы вам по школьной программе или используются активно в быту. Но только усердие, аккуратность, кропотливость освоить самарскую вышивку и создать красивейшие воздушные изделия в технике филе-гипюр.
Самара – один из старейших и красивейших городов среднего Поволжья. Он славится своими культурными традициями. Издревле мастерство самарских умельцев развивалось по четырем направлениям:
обработка дерева: резьба, плетение из лозы, изготовление и роспись деревянных изделий быта;гончарное ремесло: посуда и игрушка из глины;обработка металла: изготовление прикладных изделий;ткачество: цветное ткачество, вязание, бело- и золотошвейное мастерство, плетение кружев.Я хочу рассказать вам о промысле, пришедшем в самарскую губернию издалека, полюбившемся русским мастерицам, едва не исчезнувшем, но восстановленном силами простой русской умелицы.
На ярмарках народных ремесел Самары можно встретить редчайшее кружево, носящее европейское название филе-гипюр. Эту технику вышивки по канве привез из Голландии сам Петр 1, подивившись мастерству монашек. Он вывез с собой несколько послушниц, которые обучили ремеслу русских монахинь Иверского женского монастыря. Оттуда и пошла вышивка филе-гипюр, ставшая в России льняной.
Филе – это сетка, изначально похожая на рыбацкую. По ней мастерицы шелком, льном, хлопком вышивают узоры, наполняя ячейки геометрическим или цветочным орнаментом. Дело это очень кропотливое, трудоемкое и долгое. Сначала челноком плетется сеть-канва, потом она заполняется узорами. На ярмарках кружевные накидки, постельное белье, воротники и другие детали костюма, выполненные иверскими монахинями, ценились на вес золота. Их работы увозились в Европу, где мастерство с годами угасло.
В ХХ промысел мог угаснуть и в России в период войн и революций. Но нашлась истинная любительница вышивки коммунистка-просветитель Н.А. Тазова. Еще в детстве она училась в монастыре искусству филе-гипюра и смогла возродить традиции. Она обучила мастериц, создав свою школу. Под ее руководством было собрано множество образцов вышивки, издано несколько книг по истории и теории промысла. Сегодня все это бережно хранится в Самарском краеведческом музее.
Одной из учениц Тазовой стала Ольга Якунина. Увлеченная вышивкой с детства, она основала мастерскую «Лада», в которой сегодня женщины и девочки обучаются самарскому промыслу, шьют работы для выставок и на заказ. Их изделия, принявшие участие в международных выставках традиционных ремесел, стали творческой визитной карточкой Самары.
Теперь немного о технике филе-гипюр.
Инструменты: челнок, деревянные иглы, ножницы, квадратные пяльцы, нитки (шерсть, шелк, хлопок, лен).
Этапы работы:
плетение сетки (челнок или крючок): вышивание длинными, притупленными иглами с большим ушком.Виды швов:
вышивальные: тамбур, стебельчатый, крест, «вперед иголку», «рококо», штопальный; фоновые: козлик, паутинка, волнистый, тюлевый, решетчатый.Кажется, что все просто. Но работать по канве очень сложно: нужно не дать провиснуть нити, не перетянуть вышитый фрагмент, не растрепать канву. Многие швы знакомы вам по школьной программе или используются активно в быту. Но только усердие, аккуратность, кропотливость освоить самарскую вышивку и создать красивейшие воздушные изделия в технике филе-гипюр.