Упражнение 1.
Из двух предложений одно с причастным оборотом:
1. Туристы, приехавшие вчера вечером в Санкт-Петербург, были на Дворцовой площади.
2. В нашей группе есть студент, приехавший из Анголы.
3. В аудитории сидит девушка, читающая методическое пособие.
4. Курсанты и слушатели, изучающие русский язык, готовятся к экзамену.
5. Это мой друг, окончивший СПбГУ.
6. Я люблю читать книги, рассказывающие об истории Санкт-Петербурга. 7. Со мной в комнате живет курсант, хорошо знающий русский язык.
8. Сегодня я был у врача, лечившего меня в году.
__
Упражнение 2.
Причастия в правильной грамматической форме:
1. Люди создали машины, летаЮЩИЕ в космос.
2. Преподаватель подошёл к студенту, сидЯЩЕМУ у окна.
3. Мы познакомились со студентами, приехаВШИМИ из Гвинеи.
4. Я переписываюсь с другом, живУЩИМ в Петре.
5. Все знают замечательного русского учёного М. В. Ломоносова, сделаВШЕГО многие научные открытия.
6. На столе лежит забыТАЯ преподавателем книга.
7. Брату понравился костюм, купЛЕННЫЙ мной.
8. Преподаватель собрал написаННЫЕ контрольные работы.
9. Вот больница, построеннАЯ нашей бригадой.
10. Задача, решаЕМАЯ курсантами, очень трудная.
11. Я видел проект, сделаННЫЙ тобой.
12. Я хочу посмотреть медицинские книги, купЛЕННЫЕ тобой вчера.
13. Мой отец рассказал мне о книге, прочитаННОЙ им недавно.
14. Володя живёт в доме, построЕННОМ в году.
15. Машины, управляЕМЫЕ этими молодыми специалистами, работают хорошо.
Деепричастия НСВ образованы
(СУФФИКС выделен – обозначить Λ):
идти – идЯ, изучать – изучаЯ, любить – любЯ,
строить – строЯ, решать – решаЯ, говорить – говорЯ,
разговаривать – разговариваЯ, объяснять – объясняЯ,
считать – считаЯ, ждать - ___(нет), сидеть – сидЯ,
рассматривать – рассматриваЯ, волноваться – волнуЯсь,
давать – даваЯ, пить - ___(нет), интересоваться – интересуЯсь,
уходить – уходЯ, быть - ___(нет), улыбаться – улыбаЯсь,
слушать – слушаЯ, возвращаться – возвращаЯсь,
находить – находЯ, создавать – создаваЯ, учиться – учАсь.
От данных глаголов образованы деепричастия СВ:
решить - решиВ, объяснить – объясниВ, построить – построиВ,
сохранить – сохраниВ, увидеть – увидеВ, подойти – подойдЯ,
выйти – выйдЯ, отдохнуть – отдохнуВ, сказать – сказаВ,
выполнить – выполниВ, посоветовать – посоветоваВ,
написать – написаВ, полюбить – полюбиВ,
поговорить – поговориВ, научиться – научиВШИсь, удивиться - удивиВШИсь, перевести – переведЯ.
Упражнение 3.
Передано содержание следующих предложений с использованием деепричастия СВ:
1. Написав письмо, я пошёл на почту.
2. Поужинав, мы пошли смотреть телевизор.
3. Посмотрев выставку, мы вернулись домой.
4. Студенты, закончив работу, отдыхают.
5. Попрощавшись с друзьями, мы вышли на улицу.
6. Моя сестра, окончив школу, поступила в институт.
7. Позанимавшись, мы пошли ужинать.
Упражнение 1.
Из двух предложений одно с причастным оборотом:
1. Туристы, приехавшие вчера вечером в Санкт-Петербург, были на Дворцовой площади.
2. В нашей группе есть студент, приехавший из Анголы.
3. В аудитории сидит девушка, читающая методическое пособие.
4. Курсанты и слушатели, изучающие русский язык, готовятся к экзамену.
5. Это мой друг, окончивший СПбГУ.
6. Я люблю читать книги, рассказывающие об истории Санкт-Петербурга. 7. Со мной в комнате живет курсант, хорошо знающий русский язык.
8. Сегодня я был у врача, лечившего меня в году.
__
Упражнение 2.
Причастия в правильной грамматической форме:
1. Люди создали машины, летаЮЩИЕ в космос.
2. Преподаватель подошёл к студенту, сидЯЩЕМУ у окна.
3. Мы познакомились со студентами, приехаВШИМИ из Гвинеи.
4. Я переписываюсь с другом, живУЩИМ в Петре.
5. Все знают замечательного русского учёного М. В. Ломоносова, сделаВШЕГО многие научные открытия.
6. На столе лежит забыТАЯ преподавателем книга.
7. Брату понравился костюм, купЛЕННЫЙ мной.
8. Преподаватель собрал написаННЫЕ контрольные работы.
9. Вот больница, построеннАЯ нашей бригадой.
10. Задача, решаЕМАЯ курсантами, очень трудная.
11. Я видел проект, сделаННЫЙ тобой.
12. Я хочу посмотреть медицинские книги, купЛЕННЫЕ тобой вчера.
13. Мой отец рассказал мне о книге, прочитаННОЙ им недавно.
14. Володя живёт в доме, построЕННОМ в году.
15. Машины, управляЕМЫЕ этими молодыми специалистами, работают хорошо.
Упражнение 1.
Деепричастия НСВ образованы
(СУФФИКС выделен – обозначить Λ):
идти – идЯ, изучать – изучаЯ, любить – любЯ,
строить – строЯ, решать – решаЯ, говорить – говорЯ,
разговаривать – разговариваЯ, объяснять – объясняЯ,
считать – считаЯ, ждать - ___(нет), сидеть – сидЯ,
рассматривать – рассматриваЯ, волноваться – волнуЯсь,
давать – даваЯ, пить - ___(нет), интересоваться – интересуЯсь,
уходить – уходЯ, быть - ___(нет), улыбаться – улыбаЯсь,
слушать – слушаЯ, возвращаться – возвращаЯсь,
находить – находЯ, создавать – создаваЯ, учиться – учАсь.
__
Упражнение 2.
От данных глаголов образованы деепричастия СВ:
решить - решиВ, объяснить – объясниВ, построить – построиВ,
сохранить – сохраниВ, увидеть – увидеВ, подойти – подойдЯ,
выйти – выйдЯ, отдохнуть – отдохнуВ, сказать – сказаВ,
выполнить – выполниВ, посоветовать – посоветоваВ,
написать – написаВ, полюбить – полюбиВ,
поговорить – поговориВ, научиться – научиВШИсь, удивиться - удивиВШИсь, перевести – переведЯ.
__
Упражнение 3.
Передано содержание следующих предложений с использованием деепричастия СВ:
1. Написав письмо, я пошёл на почту.
2. Поужинав, мы пошли смотреть телевизор.
3. Посмотрев выставку, мы вернулись домой.
4. Студенты, закончив работу, отдыхают.
5. Попрощавшись с друзьями, мы вышли на улицу.
6. Моя сестра, окончив школу, поступила в институт.
7. Позанимавшись, мы пошли ужинать.