Подраздел Чтение Письмо
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
"Мама!" - так начиналось письмо солдата. "Мама" - это прекрасное слово облетело весь свет.
"Родная моя, как я соскучился по тебе!.."
У Аклимы получившей письмо все закачалось перед глазами. Четыре года назад ее единственный сын Касым ушел на фронт. Каждый день израненное тревогой сердце матери вздрагивало от всякой весточки с фронта… Два года назад пришла о сыне последняя весть - извещение о смерти Касыма. До сих пор оно хранилось на дне сундучка, и до сих пор надежда не переставала стучаться в сердце матери: "Вернется, придет, живой..."
И вот пришел почтальон, принес письмо. Письмо с грифом полевой почты.
- Нурила! Милая! Иди сюда скорее! - крикнула Аклима, выбегая на террасу.
В те дни люди быстро сближались друг с другом. Бывало, что одна ночь роднила их на всю жизнь. Аклима подружилась со своей молодой соседкой недавно, у них нашлись общие интересы, они друг другу.
Как только Нурила выбежала на террасу, увидела растерянное лицо Аклимы и письмо в ее руке, она все поняла и, ни о чем не спрашивая, ловко перескочила через барьерчик, разделявший террасу на две половины.
Ее белоснежное лицо заалело легким румянцем, а губы, свежие, как бутон только что приоткрывшейся розы, приветливо улыбались. Она взяла из рук Аклимы письмо.
- Только, чур, не плакать! - проговорила она.- А то и читать не стану... Это же радость, апа!
Она заставила Аклиму улыбнуться, но, прочитав слова "истосковался по тебе", запнулась, у нее от волнения задрожали руки. Голубая жилка на шее затрепетала, и слезы затуманили прекрасные черные глаза. Безмерная тоска солдата бушевала в письме, подобно бурному, ниспадающему с высоты водопаду. Для выражения чувств он находил такие слова, что Нурила не в силах была читать вслух письмо.
Она пробежала глазами первую страницу.
- "Мама. Первое свое письмо я послал на станцию Агадырь. Думал, что ты уже вернулась туда... Но я рад, что ты в Караганде..."
- Подожди, подожди! - растерялась Аклима. - Какая станция? Какой Агадырь?
Нурила продолжала читать.
- "Мама, ты, конечно, спросишь, почему так? Об этом я расскажу тебе после. Сейчас слушай, мама".
Аклима слушала. Она впитывала в себя каждое слово письма, каждую интонацию в голосе Нурилы, следила за каждым движением девушки. Глаза Аклимы еще не потерявшие своей былой привлекательности отражали все ее чувства и мысли. Эти глаза то теплели от любви к сыну, то расширялись от страха за него, то жмурились от облегчения.
1. Задание:
• Какое место в композиции произведения занимает данный эпизод?
• Сравните поведение Аклимы и Нурилы.
• С чем сравнивает автор сердце матери?
• Почему прочитав слова "истосковался по тебе", Нурила запнулась и от волнения у неё задрожали руки?
Письмо.
2. Поставьте пропущенные знаки препинания в выделенных предложениях. Объясните условия выбора запятых.
3. Найдите и подчеркните причастные обороты в предложении. Замените, где возможно, причастный оборот синонимическими конструкциями.
надеюсь это, я сама эту написала