В русской традиции бытовала своеобразная иконография семейных икон, где в центре располагалась фигура почитаемого святого, а рядом с ним или на полях, значительно меньших размеров, писали тезоименитых святых или святых - покровителей семьи. Известны случаи, когда семейные иконы становилась общерусскими святынями. Кроме собственных икон встречались и такие, которые пред- ставляли достояние всей деревни: их заказывали на общий счет и хранили погодно в домах сельчан. Обычай хранения и почитания общественных икон бытовал в юго-западной России, где были распространены приходские братства, объединенные именем избранного ими святого. Все, что находилось у икон на домашних божницах по народным воззрениям имело особую силу. Поэтому рассмотрены те возможные предметы, которые хранили в святом углу. Это были просфоры, пучки трицкой березки, кусочки ладана; разные, как говорили богомольцы «святости», принесенные от священных мест - ладанки, огарки свечек, святая вода, пасхальные и венчальный свечи; первое яйцо, которым христосовались на Пасху. Здесь же держали помяники, духовные книги, а также важные для семьи документы или небольшие реликвии. Украшения божниц в крестьянских домах имели местные особенности. В некоторых губерниях напротив красного угла вешали многоугольные фигурки из соломок, украшенные цветными лоскутами - люстры, фонарики, пауки. Из яичной скорлупы или деревянных пластинок делали голубей. Поверх икон возлагали полотенца, концы которых могли быть расшиты жемчугом или дробницами, украшали и вырезанными из бумаги кружевами, живыми и искусственными цветами. Ветхие иконы ставили в божнице на задний план, прилаживали где-нибудь во дворе, погребали на кладбищах или в укромном месте сада. Специально рассматривается религиозно-нравственное отношение к иконам в красном углу. Набожность отмечали многие описатели быта русских. Отсутствие в доме икон или плохой за ними уход считался признаком непорядка или безбожия. Входя в помещение первым делом снимали шапку и искали красный угол, чтобы перекрестившись - три раза поклониться святым иконам. В присутствии икон старались не курить, не браниться, ногами к божнице не ложиться спать; под иконы сажали почетных гостей. Все знаменательные события в доме происходили с участием икон. Иногда икона являлась залогом признания или клятвы, тогда образ снимали со стены и, перекрестясь, ручались за правдивость слов.
Кроме собственных икон встречались и такие, которые пред-
ставляли достояние всей деревни: их заказывали на общий счет и хранили погодно в домах сельчан. Обычай хранения и почитания общественных икон бытовал в юго-западной России, где были распространены приходские братства, объединенные именем избранного ими святого.
Все, что находилось у икон на домашних божницах по народным воззрениям имело особую силу. Поэтому рассмотрены те возможные предметы, которые хранили в святом углу. Это были просфоры, пучки трицкой березки, кусочки ладана; разные, как говорили богомольцы «святости», принесенные от священных мест - ладанки, огарки свечек, святая вода, пасхальные и венчальный свечи; первое яйцо, которым христосовались на Пасху. Здесь же держали помяники, духовные книги, а также важные для семьи документы или небольшие реликвии.
Украшения божниц в крестьянских домах имели местные особенности. В некоторых губерниях напротив красного угла вешали многоугольные фигурки из соломок, украшенные цветными лоскутами - люстры, фонарики, пауки. Из яичной скорлупы или деревянных пластинок делали голубей. Поверх икон возлагали полотенца, концы которых могли быть расшиты жемчугом или дробницами, украшали и вырезанными из бумаги кружевами, живыми и искусственными цветами. Ветхие иконы ставили в божнице на задний план, прилаживали где-нибудь во дворе, погребали на кладбищах или в укромном месте сада.
Специально рассматривается религиозно-нравственное отношение к иконам в красном углу. Набожность отмечали многие описатели быта русских. Отсутствие в доме икон или плохой за ними уход считался признаком непорядка или безбожия. Входя в помещение первым делом снимали шапку и искали красный угол, чтобы перекрестившись - три раза поклониться святым иконам. В присутствии икон старались не курить, не браниться, ногами к божнице не ложиться спать; под иконы сажали почетных гостей. Все знаменательные события в доме происходили с участием икон. Иногда икона являлась залогом признания или клятвы, тогда образ снимали со стены и, перекрестясь, ручались за правдивость слов.