Поразительно, что странный, удивительный, молчаливый мир пещер создан трудом всего лишь маленьких капель воды. оказывается, вода, пробиваясь сквозь щелочки и трещины в земле, часто прокладывает себе путь через легкорастворимые горные породы, в результате чего под землей образуются громадные резервуары-полости. когда вода, найдя новые каналы, уходит, под землей остаются пещеры. но вода не только строитель, она еще и художник-дизайнер: в некоторых пещерах ученые-спелеологи находят необыкновенные по красоте подземные сказочные дворцы то с белоснежными, то с прозрачно-стеклянными, а то и с пурпурно-красными колоннами. дело в том, что капли воды, просачиваясь сквозь трещины, долго висят на сводах, постепенно испаряясь или падая на пол, где тоже в конце концов испаряются. но вода не исчезает бесследно: она оставляет содержащиеся в ней различные вещества. от одной капли след, конечно, мал, но если капель бесчисленное множество и если они трудятся много-много лет, то образуются сосульки, нити, колонны — украшения подземных дворцов. растут сосульки-сталактиты, а снизу им навстречу поднимаются, словно толстые пни больших деревьев, сталагмиты, и, соединяясь, образуют они величественные колонны-деревья. вот вам и капелька воды — вечная путешественница и труженица (по м.гумилевской). 1. запишите текст под диктовку. 2. выпишите имена существительные, имеющие только одну форму числа. 3. выпишите из текста примеры существительных разных типов склонения. 4. сделайте морфологический разбор существительных из первого предложения второго абзаца: а) вода, б) строитель. 5. сделайте морфологический разбор имен прилагательных из предпоследнего абзаца. 6. образуйте все возможные формы данных прилагательных, если формы не образуются, укажите причину их отсутствия: а) украшения подземных дворцов; б) образуют они величественные колонны-деревья. 7. выпишите из второго абзаца все местоимения и сделайте их морфологический разбор. 8. просклоняйте числительные: а) 2742, б) 3896.
Олицетворение-перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие (пришла зима,идет снег)
Гипербола-преувеличение,расчитанное не на буквальное понимание,а на эмоцианальное воздействие (Так вокруг него неоправданно тихо, что слышно, как растет трава)
Сравнение-образное выражение,построенное на сопоставлении двух предметов (Черна,как ночь)
Фразеологизм-устойчивое выражение,которое нельзя воспринимать дословно (Бить баклуши,считать ворон)
Эпитет-образное определение предмета или явления в виде сравнения (Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят
А.Фет)
еще добавить, что эпитеты, используемые, как
правило, в художественных произведениях,
с одной стороны, лучше представить
явления или предметы, с другой - передают
настроение автора, его отношение к изображаемому,
с третьей - позволяют красочно изобразить предметы
или явления, описываемые литератором,
подчеркивают их неповторимые признаки. Благодаря
эпитету мы видим, осязаем, слышим предмет,
чувствуем мироощущение автора.
Характеризуя эпитет как определение, мы при этом
добавляем, что определение это не логическое, а
образное. Например, "голубые небеса" - это образ.
Эпитет описывает не только цвет неба, он передает
настроение. Голубые небеса - это и свет, и радость,
и красота. Это не голубое платье, которое надела
Даша или Катя, и не голубые глаза преступника из
полицейской сводки. В эпитете "голубые",
прилагаемом к существительному "небеса", есть и
размах, и простор, и ощущение полета.