Практическое занятие 7. Структурно-семантические типы односоставного предложения Цель занятия: дать научное представление об односоставных предложениях, о предикативном центре односоставного предложения. План практического занятия: I. Теоретический материал.
Подготовьте следующие вопросы: 1. Общая характеристика односоставных предложений (ОП). 2. Структурные признаки односоставных предложений (сравнить со структурой двусоставных предложений; в группе односоставных). 3. Семантика односоставных предложений. 4. Структурно-семантические типы односоставных глагольных предложений. II. Практическая часть Задание 1. Составьте развернутую таблицу «Структурно-семантические типы односоставных предложений в русском языке», сопроводив каждый выделяемый тип односоставного предложения конкретным, ярким примером из художественного произведения. Задание 2. Выпишите из текста художественного произведения все простые односоставные предложения и укажите их тип (с доказательством), а также выражения главного члена простого односоставного предложения. Задание 3 Определите вид синтаксических единиц: 1. Люблю в весне разливы аромата… (К. Бальмонт) 2. Его в городе уважают. 3. Мороз. Холод. 4. Чье кушаю, того и слушаю. 5. На дворе уже чуть брезжило (И. Тург.). 6. Хочется живому жить да жить! (Б. Сл.). 7. Вечер. Лампы. Хруст шагов. Фонарей далеких россыпь у гранитных берегов (В. Луг.). 8. Слезами горю не . 9. Двадцать снимков твоих (К. Сим.). 10. Это стихотворение в прозе. Скоро к нему напишут музыку (М.Г.). 11. Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою (А.П.). 12. Приучайте себя к сдержанности и терпению (И. Павлов).
Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула и из нее показался гражданин. (Булгаков. "Собачье сердце")
Наконец дверь уступила чьим-то усилиям, раскрылась, и в кабинет бесшумно вошел Варенуха. (Булгаков."Мастер и Маргарита")
Не выдержали нервы, как говорится, и Римский не дождался окончания составления протокола и бежал в свой кабинет.(Булгаков. "Мастер и Маргарита")
Настала пора действовать, приходилось пить горькую чашу ответственности. (Булгаков. "Мастер и Маргарита")
СПП:
Римский понял, что он давно один во всем втором этаже, и детский неодолимый страх овладел им при этой мысли.("Мастер и Маргарита")
Он без содрогания не мог подумать о том, что ему придется сейчас идти одному по пустым коридорам и спускаться по лестнице.("Мастер и Маргарита")
Лишь только он явился туда, куда был отправлен финдиректором, его немедленно приняли и выслушали внимательнейшим образом. ("Мастер и Маргарита")
Что-то еще жгуче беспокоило финдиректора, но что именно, он не мог понять, как ни напрягал воспаленный мозг, сколько ни всматривался в Варенуху. ("Мастер и Маргарита")