Пражнение 4. прочитайте текст. примеры
слов, вышедших из употребления. нашлась ли этим словам в
современном языке замена или они стали частью ?
словари
внимание к языка — это внимание и интерес к
народу, к его , к его орудия труда, древние
монеты, обломки древней посуды, предметы быта нам
возможность изучать народа. однако есть и другие
источники, по которым можно изучить и быт народа:
это его язык. словари — это память языка: через
века доносятся до нас слова, обозначающие дела и помыслы
далёких предков.
обращаясь к словарям, мы можем выяснить
интересные, познавательные слов и выражений
современного языка (3. потиха, д. розенталь).
• найдите в или этимологическом словаре
“биографию” нескольких слов (по вашему выбору
Чем больше человек читает, принято считать, тем меньше ошибок в будущем его ждёт. Конечно, это не означает, что тех, кто ленятся или не желают, постигнет в жизни разочарование, и они вновь и вновь будут наступать на те "грабли", о которых могли узнать уже в детстве из книг.
Но тем не менее эти люди теряют очень многое. Чтение развивает фантазию и мышление, поддерживает в трудную минуту, даёт нам стимул к жизни. Ведь, кто сможет когда ты останешься один на один с этим миром?
Книги читают даже те, кто стары, опыта казалось бы у них уже много, но что же их побуждает к чтению? Желание. Желание узнать новое и неизвестно, снова почувствовать себя частью сказки, увлечься тем миром красок, что перед нами открывает та или иная книга.
Читать не вредно, а очень увлекательно, и нужно не просто читать из принципа "потому что читают все", а , в первую очередь, для себя, чтобы понять, насколько крохотны те знания и тот опыт, который у тебя есть сейчас.
Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» - чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, «точно необыкновенное явление русской силы».
Тарас Бульба - это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделяла среди них.
Образ Тараса воплощает в себе удал и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нет нет ничего эгоистического, мелкого, корыстно го. Его душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душа: предателей: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языкоь своим; свой народ продают...».
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью, Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценит в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизме знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей Тарас смотрит, как выводят на лобное месте его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда Е его сердце?» - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!».
Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака...». Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н. В. Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является Тарас.