Приветное Слово Холодно. Ветре…о. Конец весны, а пр…ходится на прогулку прятат…ся в лес.
Иду. Кашляю… (Надо) мной пусты…о шумят березы, (ни)как (не) разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененных. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот (на)встречу по выт…птанной тропинке чешет на (трех)колесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама к…ляску катит с малыш…м.
- Длястуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравстуй, дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглух(о,а) застегнутом, пор…равнявшись со мной, устало улыбнулась:
- Ей пока еще все люди – братья!
Огл…нулся – мчит…ся девоч…ка в распахнутой красной куртке по весе…ему березн…ку, пр…ветствуем всех, всему радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
(По В.П. Астафьеву.)
Выполните следующие задания
1. Какие особенности, характерные для разговорного стиля, встречаются в этом тексте? Объясните смысл названия.
2. Какие синонимы к глаголу «мчится» используются в тексте? Какова их стилистическая окраска.
3. Какие еще слова, не включенные обычно в словари, употребляются в рассказе? Какова их роль?
4. Найдите в тексте односоставные предложения, назовите вид предложения, выделите грамматические основы.( см.теорию ниже)
5. Как бы вы сократили этот текст?
6. Объясните лексическое значение слов: шурует, осененный, чешет на велосипеде.
.— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
— Как рыбу удочкой?
— Да нет, мой маленький, так сказку не
выудишь, — говорит дедушка. — Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
— Не горюй, Сергей!—утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал. Как -то спросил Сережа у дедушки, откуда тот берет сказки. Дед ответил, что из чернильницы. Он объяснил, что оттуда сначала добывают палочки, а потом и сказка получается. Сережа пошел в школу и начал стараться. Много тетрадок исписал, а сказка не получалась. Дед объяснил мальчику, что нужно дружить с людьми, тогда и перо будет острее. Мальчик вырос, и притчу эту нам поведал.
1. Внук спрашивает деда.
2. Сережа идет в школу.
3.Желание написать сказку.
4. Не вышло !
5. Мальчик понял притчу.