Прочитайте отрывок из рассказа В.В. Набокова «Рождество» и составьте его сложный
план. Выпишите из текста изобразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения,
олицетворения и др.)
Текст.
Тикали часы. На синем стекле окна теснились узоры мороза. Открытая тетрадь сияла на
столе, рядом сквозила светом кисея сачка, блестел жестяной угол коробки. Слепцов
зажмурился, и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная
жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес… И в то же
мгновение щелкнуло что-то – тонкий звук – как будто лопнула натянутая резина. Слепцов
открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон, а по стене, над столом,
быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно остановилось,
вцепившись шестью черными мохнатыми лапками в стену, и стало странно трепетать. Оно
вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в
теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, оно так
долго ожидало этого, так напряженно набиралось сил и вот теперь, вырвавшись, медленно
и чудесно росло. Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархатные бахромки,
крепли, наливаясь воздухом, веерные жилы. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно
становится прекрасным мужающее лицо. И крылья – еще слабые, еще влажные- все продолжали
расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом,- и на стене уже
была- вместо комочка, вместо черной мыши,- громадная ночная бабочка, индийский
шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея. И тогда крылья, загнутые на концах, темно- бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в
порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья.
Aktotyaubekerozp0uz 2 часа назад
І. Гусиная стая: лебединая песня; орлиный взмах; воробьиная стая; голубиное
гнездо; соболиный мех; утиная охота; змеиный укус; куриный бульон; зверинный
крик; муравьиная куча;
П. Шерстяная юбка; серебряная брошь; ледяная стужа; водяной вал; глиняный сосуд;
полотняный костюм: жестяной чайник; стеклянный; деревянный; оловянный.
III. Соломеный; огненный; обеденный; родственный; единственный; таинственный;
современный,лимонный; ураганный; батальонный; экскурсионный.
IV. Малышка умна; морковь полезна; утро туманно; дорога длинна; рукопись бесценна;
даль пустынна; герои мужествены.
V. Клюквенный морс; старинная картина; глиняный сосуд; пламенная речь; безветреная
погода; юный художник; голубиная стая; песчаная стая; песчаный берег; серебряный кубок;
торжественное событие; ветреный день.
Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом. Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного. А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
Озаглавьте текст
Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.