Прочитайте отрывок из романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин». Скажите, какую романтическую поэму напишет поэт в южной ссылке? Какой тип
речи доминирует в тексте: повествование, описание или рассуждение?
Составьте тезисный план к тексту.
Его высылали. Куда? В русскую землю. Он еще не видел ее всю, не
знал. Теперь увидит, узнает. И начиналось не с северных медленных рав-
нин, нет - с юга, с места страстей, преступлений...
Подлинно, он узнавал родину во всю ширь и мощь на больших до-
рогах. Ямщик пел.
Так вот она какова, русская песня! Нетороплива, печальна, раздум-
uИва.
Почтовый колоколец примолк. Ямщик исчез. Он был один в условлен-
ном месте Екатеринославе (Днепропетровске). Никого с ним не было,
никто не ждал, не встречал, да и остановиться было негде. Он сунулся в
единственное подходящее место, открытую дверь. Оказалась харчевня...
В городе было наводнение. Днепр протяжно порёвывал, потом стонал,
наконец стих. Харчевня была почти затоплена, вода поднималась над
115
Написать изложение с элементами описания под названием "Там, где жил Пушкин" предлагаю так:
→ Запомните: изложение - это что-то среднее между диктантом и сочинением. Учитель диктует текст, а задача ученика - воспринять, услышать важные детали, переосмыслить и воспроизвести в тетради.
В заповеднике Пушкина есть три больших парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они очень разные.
Тригорский парк наполнен солнцем. Таким он кажется даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамейке Евгения Онегина.
Кажется, что Тригорский парк и был основан для семейных праздников, дружеских бесед, танцев при свечах. Он полон Пушкиным и Языковым.
Михайловский парк – настоящий приют отшельника. Это парк, где сложно веселиться. Он создан для одиночества и дум. Он несколько угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив. Этот парк незаметно переходит в столетние и пустынные леса.
Главная прелесть Михайловского парка – в обрыве над Соротью и в домике Арины Родионовны, няни Пушкина. Домик маленький и трогательный, поэтому бывает страшно подняться на его крыльцо.
Петровский парк хорошо виден из Михайловского. Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся лошади. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.
Я вспоминаю леса, озера, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землей, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы погубили пушкинское очарование этих пустынных мест.
Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что выражения-Имя существительное в именительном падеже, Местоимение в именительном падеже, инфинитив, Фразеологизмы, Имя собственное, Синтаксически цельное словосочетание
Например:Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)
Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.
(А. Пушкин)
Охранять природу — значит охранять Родину.
(К. Паустовский)
В поле вышли от мала до велика.
Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь. (В. Арсеньев)
Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.
(М. Горький)
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? и др.
Сказуемое выражается глаголом. Сказуемое может быть простым и составным.
Сказуемое, выраженное одним глаголом называют простым глагольным сказуемым. Например: Буря мглою небо кроет.(А.С.Пушкин)
Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого.
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вс глагола и инфинитива. Например: Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко)
Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.),
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения. Например: Восточная часть неба была темнее западной. (К. Г. Паустовский)
Второстепенные
Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет и относится к сказуемому или другим членам предложения. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей например: Старик ловил (ч е м?) неводом (ч т о?) рыбу. (А. Пушкин.) Дополнения могут выражаться также словами других частей речи в значении существительного в косвенном падеже, например: Старый Тарас думал (о ч е м?) о давнем. (Н. Гоголь.) Завтра не будет похоже (на что?) на_сегодня. Девять делится (на ч т о?) на_три. В роли дополнения может выступать и неопределенная форма глагола, например: Все просили ее (о ч е м?) спеть. (М. Лермонтов.)
Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет части речи выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по согласования — согласованные определения, или при других управления, примыкания) — несогласованные определения, например: (к а к а я?) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение). — Лестница (к а к а я?) на чердак была очень крутая (несогласованное определение). Приложение — это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди (какой?) утеса-великана. (М. Лермонтов.)
Обстоятельство — второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. По своим значениям обстоятельства делятся на следующие основные группы: образа действия (как? каким образом?): Звонко(как? каким образом?) кукушка вдали куковала. (Н. Некрасов.); степени (как? в какой степей и?): Она изменилась до неузнаваемости; места (где? куда? откуд а?): Кругом кричали коростели. (Ф. Тютчев.); времени (когда? как долго? с каких пор?): Вчера я приехал в Пятигорск. (М. Лермонтов.); условия (при каком условии?): При старании вы сможете добиться больших успехов; причины (почему? о т ч е г о?): Сгоряча он не почувствовал боли; цели (зачем? для чего?): Алексей Мересьев был направлен в Москву на лечение. (Б. Полевой.) Обстоятельство цели может быть выражено неопределенной формой глагола, например: Я приехал (з а ч е м?) проведать тебя.