Прочитайте текст 2 и выполните 9−13.текст 2 (1)на руси солонка всегда была предметом почитаемым. (2)ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. (5)каких только солонок не выдумывали мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)например, для севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки. (11)в верхнем и среднем поволжье были распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)за столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах поволжья. (16)а солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и ей за это…9. определите и запишите основную мысль текста.10. составьте и запишите план текста из трёх пунктов.11. почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на русине обходилось ни одно праздничное торжество? 12. определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10.подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.13. определите стилистическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите.подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.14. объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. используя не менее двухпредложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этогофразеологизма. включите фразеологизм в одно из предложений.
Чичиков был поражён представшим беспорядком. На одном столе стоял сломанный (от глагола сломать, с.в.) стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислонённый (от глагола прислониться, с.в., II спр.) боком к стене шкаф... На бюро лежало множество всякой всячины: куча исписанных (от глагола исписать, с.в.) мелко бумажек накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная (суффикс -н- после основы на н (от слова старина)) книга в кожаном (прилаг.) переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха; отломленная (от глагола отломить, с.в.) ручка кресел; рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом; кусочек сургучика; кусочек где-то поднятой тряпки; два пера, запачканные (от глагола запачкать, с.в., I спр.) чернилами; зубочистка, совершенно пожелтевшая .
Главные члены предложения
Задание 1
Где правда, а где ложь:
__ в предложении обычно есть грамматическая основа – ПРАВДА
__ подлежащее выражается только существительными и местоимениями – ЛОЖЬ
__ подлежащим может быть любое слово, отвечающее на вопросы кто? что? – ПРАВДА
__ сказуемым может быть слово, отвечающее на вопрос какая? – ПРАВДА
__
Задание 2
Предложение, в котором подлежащее выражено не существительным:
1) С тех пор многое изменилось.
__
Задание 3
Предложение, в котором сказуемое – не простое глагольное:
4) Они не прекращали говорить всё время. (СГС)
__
Задание 4
Предложения, в которых подлежащее выражено субстантивированным прилагательным:
2) Родные встретили его тепло и радостно.
4) Остальные тихо плакали в стороне.
__
Задание 5
Предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов:
1) Многие из нас остались ждать учителя.
3) На небе появилось множество крупных облаков.
около часа.
__
Задание 6
Предложения, в которых сказуемое – составное глагольное:
2) Мы начали производить самые качественные кроссовки в мире.
3) Солдаты сумели остановить наступление врага.
__
Задание 7
Где правда, а где ложь:
__ простое глагольное сказуемое может выражаться двумя и более словами – ПРАВДА
__ в составном глагольном сказуемом обязательно есть вс глагол – ПРАВДА
__ составное именное сказуемое может состоять из одного слова – ЛОЖЬ
__ составное именное сказуемое может выражаться только инфинитивом – ЛОЖЬ
__
Задание 8
Соответствие «предложения и виды сказуемого»:
1) простое глагольное__ Он словно засветился изнутри.
2) составное глагольное__ Они не могли отвернуться от такого неприкрытого горя.
3) составное именное__ Ребята вернулись радостными.
+ __ Ночь тёмная.
4) нет сказуемого__ Тихий, ароматный летний день.
__
Задание 9
Соответствие «предложения и выражения подлежащего»:
1) существительное__ Олег с товарищем зашёл в кабинет биологии.
2) прилагательное__ Многое изменилось в этом городе с тех пор.
3) числительное__ Двое шли по улице рука об руку.
4) сочетание слов__ Никто из нас не мог остаться равнодушным при этом.
5) глагол__ Ускользать от ответов – это особенность нашего доброго знакомого.
__
Задание 10
Предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов, а сказуемое − составное глагольное:
3) Белая Медведица стала зимой сиять только ярче.
4) Всё живое начинало пробуждаться от зимнего сна.