Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых дана верная характеристика предложения. Запишите номера этих ответов без запятых в порядке возрастания..
(1)Под тенью одного такого великого дерева на вспаханную кротами земельку были брошены семена елей, и среди них было семя Васиной елочки. (2)Еловой породе деревьев тень вначале бывает даже нужна. (3)Елку губит не тень высокого материнского дерева, а малая тень своих собственных мелких собратьев. (4)Счастливо было семечко, что оно попало в тень великой сосны: такая первая материнская тень охраняет ростки от ожогов мороза и солнца. (5)Это была первая материнская тень.
1) Предложение №1 является сложносочиненным.
2) Грамматическая основа предложения №2 «тень бывает».
3) Предложение №3 осложнено однородными сказуемыми.
4) Предложение №4 является сложным предложением с союзной подчинительной и бессоюзной типами связи между его частями.
5) Грамматическая основа предложения №5 «это была тень».
13.антонимы- слова противоположные по значению.(близко-далеко, добро-зло, веселый-грустный, много- мало).
14.САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ- имя существительное, им.прилагательное, глагол, наречие, местоимение, причастие, деепричастие, числительное, слова категории состояния.
СЛУЖЕБНЫЕ предлог, союз, частица, междометие,
18.подлежащее и сказуемое- это главные члены предложения. выражено подлежащее обычно существительным, местоимением, а сказуемое- глаголом.
19. второстепенные члены: дополнение(отвечает на вопросы косвенных падежей), определение( какой?чей?который?), обстоятельство(отвечает на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия)
20.как выбрать гласную О и Ё после шипящих в корне слова? 1. в корне слова под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется Е: шёпот(потому что шепчет), пчёлы(пчела), чёрный(чернеть) жёлтый(желтеть), шёл(потому что пришедший).2. если проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать букву О: шов, шорох, шоры, изжога, крыжовник, обжора, чокаться, трущоба.3. если перед вами иноязычное слово, то необходимо писать О: капюшон, шок, жонглировать.
4. корень слова- это самая главная часть в разборе слова, в ней сохраняется весь смысл и она никогда уже не изменится. слова с одинаковым корнем называются однокоренными.
1)Для каких целей использовался старославянский язык? Почему он оказал влияние на развитие письменной разновидности русского литературного языка?
Возникновение старославянского языка и славянской письменности связано с историческими условиями жизни славян, в частности, борьбой западных славян против Священной Римской империи (с целью примирения была организована миссия в Моравию Мефодия и Константина, последний к тому времени уже начал составлять азбуку (глаголицу или кириллицу - историки спорят). Они готовили переводы канонической литературы на язык славян). Осуществляя переводы, Константин ориентировался и на разговорный славянский диалект. Источник кириллицы – византийский унциал, уставное письмо. Таким образом, старославянский язык – это язык греческой, византийской традиции, при для записи славянской речи. Старославянский язык – это начало и основа славянской письменности как таковой. Первые памятники (надписи) датированы 943 г. Так как письменность в основном существовала и развивалась в русле переписи церковнославянских текстов, сначала «грамматика» была очень канонична. С переходом к форме древнерусского языка «уставность» ослабела, и письменность стала употребляться в разговорной и официально-деловой переписке (берестяные грамоты). Развитие письменности в дальнейшем потребовало создание грамматик, записи правил. Чтобы язык стал таким, в какой форме мы используем его сейчас, ему пришлось претерпеть множество изменений: иноземные вторжения оставляли след, присутствие множества диалектов, популярные иностранные языки (французский в 19 веке знали лучше, чем русский) с их заимствованиями и т.д., но основа соременного русского языка восходит грамматическим строем и основными лексическими значениями к строю старославянского языка.
2) Назовите основные переноса значения слова. Какие тропы в литературном языке используют эти создания переносного значения слова? Приведите примеры.
На основании признака, по которому значние одного слова присваивается другому, различают три типа переноса значения слова: метафора, метонимия, синекдоха.
Метафора – перенос значения с одного предмета на другой по признаку сходства: формы, цвета, характера, функции, оценки, звука и др. Например: застучал дождь, кольцо дыма, золотые руки, крыло самолета, ножка стула, ясным языком.
Метонимия – перенос значения с одного предмета на другой по смежности, например, (играли Островского (произведения по имени автора), завоевал золото (награда по названию материала), класс делает контрольную (название места, где люди).
Синекдоха - это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, голова – плод и умный человек, все флаги в гости едут к нам (название страны ассоциируется с флагом).
3) Как называются слова, образующие данный ряд? В чем их сходство и чем они отличаются друг от друга? Дополните ряд своими примерами? победить- разбить- сломить- восторжествовать- превозмочь.
С точки зрения семантических отношений языковых единиц это синонимы.
Но по степени проявления признака они различны. В данном ряду проявление признака идет по возрастающей. Такие синонимичные (и не только) ряды в художественной литературе образуют градацию, стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений (климакс) или реже — с нисходящим (антиклимакс).
«Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Догоню. Доконаю. Замучу» (В.В. Маяковский).
4) Вставьте пропущенные безударные гласные в корне и укажите:
а) в какой группе нет ни одного исконно русского слова с полногласным корнем;
б)в какой группе есть два слова, в которых можно проверить обе гласные корня;
в) в какой группе у двух слов есть неполногласные варианты корня.
1. хорошо, черепной, борона, полоса, сковорода, черешня, железо
2. скоморох, соловей, горожанин, хворостина, холостой, порог, молочный.
3. положить, столовая, водоросли, измерение, гололёд, породниться.
ответы:
а-3; положить(стык приставки и корня), столовая(стык корня и суффикса), водоросли (стык корней через интерфикс ), измерение(стык корня и суффикса), гололёд(стык корней через интерфикс), породниться(стык приставки и корня).
б. -1; пОлоса – пОлосы, полОса – полОска; бОрона – бОрону, борОна – борОн.
в. -2. Горожанин – гражданин; молочный – млечный.