Прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы, знаки препинания. 1) Наши обильные разг..воры о нравствен..ости часто носят сли..ком общий х..рактер. 2) А нравствен..ость с..стоит из к..нкретных вещей: из определен..ых чу..ств, свойств, п..нятий.
3)Одно из таких чу..ств – чу..ство мил..сердия. 4) Термин для б..льшинства стар..модный, (не)популярный сегодня…5) (Не)что свойствен..ое лишь прежним временам. 6) «Сестра мил..сердия», «брат мил..сердия» - даже сл..варь дает их как «устар.», то есть устаревшие п..нятия.
7) В Ленинграде в районе Аптекарского острова была (не)когда улица Мил..сердия.8) Сочли это название отжившим для улицы, п..р..именовали в улицу Текстильщиков.
9) Слова стареют (не)случайно. 10) Мил..сердие. 11) Что оно - не модно? 12) Не нужно?
13) Из..ять мил..сердие – значит л..шить ч..ловека одного из в..жнейших пр..явлений нравствен..ости.14) Древнее это (не)обх..димое чу..ство свойствен..о всему животному с..обществу: милость к повержен..ым и п..страдавшим.15) Как же так получилось, что чу..ство это в нас убыло, заглохл.., ок..залось запущен..ым?
16) Мил..сердие убывало (не)случайно.17) Во времена раскулач..вания в тяжкие годы масс..овых репрессий людям (не) п..зволяли ок..зывать бли..ким соседям семьям постр..давших.18) (Не) д..вали пр..ютить детей арестован..ых сослан..ых. 19) Людей заст..вляли высказ..вать одобрение суровым пр..говорам. 20) Даже сочу..ствие (не)винно арестованным запр..щалось. 21) Чу..ства подобные мил..сердию, ра..ценивались как п..д..зрительные а то и пр..ступные: оно-де аполитичное, не класс..овое. 22) В эпоху борьбы меша..т…23) Оно стало (не) положенным в искус..тве. 24) Мил..сердие действительно могло м..шать без..аконию ж..стокости оно м..шало сажать, ог..варивать, нарушать закон..ость и..бивать уничтожать. 25) В 30-40-е годы это понятие и..чезло из нашего лексикона.26) И..чезло оно и из обихода, «милость падшим» оказ..вали таясь и рискуя.
27) В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
28) И долго тем любезен я народу,
Что чу..ства добрые я лирой пр..буждал,
Что в мой ж..стокий век вос..лавил я свободу
И милость к падшим призывал.
29) Как бы ни тр..ктовать п..следнюю строку, в любом случае она есть пр..мой призыв к мил..сердию. 30) Стоило бы пр..следить, как в п..эзии и в прозе своей Пушкин настойчив.. пр..водит эту тему. 31) От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела»- милость к падшим становит..ся для рус..кой л..тературы нравствен..ым требованием. 32) В течении.. 19 века рус..кие писатели пр..зывают вид..ть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благ..родной, д..стойной любви и ув..жения. 33) Пушкинский завет милости к падшим пр..низывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. 34) Это не только пр..мой призыв к мил..сердию вроде «Муму», но и обр..щение писателей к героям унижен..ым и оскорблен..ым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.…35) Живое чу..ство состр..дания вины п..каяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось завоевав этим народное пр..знание.
36) С..циальные пр..образования нового строя к..залось с..здадут вс..общее царство равенства, св..боды и братства счастливых рядовых людей.37) Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатан..ых дверей, запретных тем, сейфов.
38) В..жнейшие этапы истории нашей страны стали (не)прикасаемы. 39) Нельзя было рас..казывать о многих тр..гедиях именах с..бытиях. 40) Мало этого, с..циальная (не)справ..дливость, то, что люди порой т..рпели от власть имущих - обиды, лишения, хамство, изобр..жение этого тщательно процеживалось огр..ничивалось.
41) Милость к падшим призывать – воспитание этого чу..ства, возвр..щение к нему, призыв к нему – (не)обходимость наст..ятельная, труднооценимая. 42) И литература наша, тем более сегодня, не может отк..заться от пушкинского з..вета. 43) К теме мил..сердия надо пр..зывать и пр..зывать, чтобы ра..тревожить совесть, чтобы л..чить глухоту души, чтобы человек п..рестал пр..живать отпущен..ую ему жизнь, (ни)чего (не) отдавая взамен и (ни)чем (не) жертвуя.
( По Д. Гранину)
1. Стиль речи -
2. Тип речи -
3. Основная тема текста
4. Основная идея текста
5.
«Милосердие – это
6. Подберите 5 синонимов к слову «МИЛОСЕРДИЕ»
7. Объясните значение следующих выражений:
Сестра милосердия
«Милость к падшим»
Глухота души
Чувство покаяния
Нравственное требование
8. Из предложения 34 выпишите по порядку все прилагательные.
9. Из предложений 29 – 35 выпишите глаголы, определите их вид, спряжение; причастия, деепричастия.
10. Выпишите из текста 5 наречий.
11. Выпишите из текста 7 местоимений разных разрядов, укажите разряды выписанных местоимений.
(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
(З)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.
(9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно — не модно? (12)Не нужно?
(13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
(16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
(2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
(27)И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» — милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
(36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36}Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
(37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство, — изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.
(40)Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. 43) К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.