Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы. (86.) Да, да, я обращаюсь ко всем и в то же время к каждому отдельно. Известно, что природа нашей планеты весьма многообразна и населена уникальными видами растений, животных, птиц и микроорганизмов. Согласны ли вы с тем, что все это многообразие тесно взаимосвязано между собой и позволяет нашей планете сохранять и поддерживать уникальный баланс между различными формами жизни? К глубокому сожалению, человеческая цивилизация увеличивает своё воздействие на окружающую среду до поистине огромных масштабов. И в настоящее время перед нами возникли несколько важных вопросов…как человек влияет на природу? Причинами негативного влияния человека на природу являются: необходимость в большом количестве продовольствия, развитие производства, разработка новых ресурсов для потребления человеком, увеличение числа населённых пунктов, стремление к созданию более комфортных условий для существования человека. Но все чаще и чаще перед человеком встаёт вопрос: …а к каким последствиям приведёт в итоге такое влияние? Человек существенно влияет на изменение внешних условий жизни животных. Мусор, некоторые виды пластика разлагаются десятки лет, и это существенно затрудняет получение кислорода и солнечного света морским и речным обитателям. А к чему это приводит, подумайте? Ведь целым популяциям рыб и животных приходится мигрировать в поисках новых, более пригодных для обитания территорий. А многие из них гибнут в процессе поиска. Задания к тексту. 1. Сформулируйте основную мысль текста. (26.) 2.На какую целевую аудиторию ориентирована статья? Аргументируйте ответ. (26.) 3. Назовите причины негативного влияния человека на природу (не менее 4 причин). (46.)
Из узкого раздела биологии экология превратилась не только в самостоятельную комплексную науку, затрагивающую важнейшие общечеловеческие проблемы, такие как сохранение мира и международной безопасности, освоение космоса, борьба с международным терроризмом и т.п. Примерно тогда же незаметно произошла подмена понятий: под экологией стали понимать не только основанный Э. Геккелем узкий раздел биологии, но и комплекс тесно взаимосвязанных фундаментальных и прикладных наук об охране природы, сохранении биосферы и рациональном использовании природных ресурсов. Кроме чисто биологического научного аспекта, у экологии появилась прикладная функция -- охрана окружающей среды (ООС).
1. Экологические кризисы
Первобытные люди жили племенами, занимались собирательством плодов, ягод, орехов, семян и другой растительной пищи. С изобретением орудий труда и оружия они стали охотниками и начали употреблять мясную пищу. Можно считать, что это был первый в истории планеты экологический кризис, поскольку началось антропогенное воздействие на природу -- вмешательство человека в естественные трофические цепи. Иногда его называют кризисом консументов. Однако биосфера выдержала: людей было еще мало, а освободившиеся экологические ниши заняли другие виды.
Следующим шагом антропогенного воздействия было одомашнивание некоторых видов животных и выделение пастушеских племен. Это было первое историческое разделение труда, которое давало людям возможность более стабильно, по сравнению с охотой, обеспечивать себя пищей. Но одновременно преодоление этой ступени эволюции человека было и следующим экологическим кризисом, поскольку одомашненные животные вырывались из трофических цепей, их специально охраняли, чтобы они давали больший, чем в естественных условиях, приплод.
Около 15 тыс. лет назад возникло земледелие, люди перешли к оседлому образу жизни, появились собственность и государство. Очень быстро люди сообразили, что наиболее удобным очистки земель от леса для распашки было выжигание деревьев и прочей растительности. К тому же зола является хорошим удобрением. Начался интенсивный процесс обезлесения планеты, который продолжается и поныне. Это был уже более крупный экологический кризис -- кризис продуцентов. Стабильность обеспечения людей пищей возросла, что позволило человеку преодолеть действие ряда лимитирующих факторов и выиграть в конкурентной борьбе с другими видами.